Вопросы в области пожарной безопасности
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности определены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также оговорены в главе 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС). Помимо этого ст. 45.1. Закона об ОМС представительным органам, соответствующего муниципального образования, дано право утверждать правила благоустройства территории муниципального образования.
Также п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 регламентировано следующее: «Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана».
То есть, планирование и проведение мероприятий по содержанию территорий в пожаробезопасном состоянии, а также выбор способа и исполнителя работ является обязанностями и полномочиями органов местного самоуправления.
Методическими рекомендациями по проведению выжигания сухой травянистой растительности, утверждёнными МЧС России от 23.01.2014 № 2-4-87-1-19 (Согласованы Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 26.12.2013 №04-16-36/26487, Министерством регионального развития РФ от 26.11.2013 №13455-ЛС/04/ГС, Министерством сельского хозяйства РФ от 16.10.2013 №ПС-19-23/11652) предусматривается проведение выжиганий сухой травянистой растительности подразделением добровольной пожарной охраны.
В соответствии с Боевым уставом подразделений пожарной охраны, утвержденным приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444 тушение пожаров представляет собой действия (далее – боевые действия), направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
Боевые действия начинаются с момента получения сообщения. Боевые действия, в том числе включают в себя проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, и других специальных работ, к которым помимо прочего относится вскрытие и разборка конструкций.
Вскрытие и разборка конструкций здания (сооружения), транспорта, технологических установок и иного оборудования проводятся в целях создания необходимых условий для спасения людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.
Так же статьёй 22. Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что личный состав пожарной охраны, включая руководителя тушения пожара, привлекаемый к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Компенсацию за повреждённое имущество можно получить через страховое возмещение, если такое предусмотрено договорными обязательствами, либо в судебном порядке с виновника происшествия.
Уставом подразделений пожарной охраны, утверждённым приказом МЧС России от 20 октября 2017 г. № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны», помимо прочего, определено следующее:
п. 13. При осуществлении боевого дежурства должны проводиться следующие мероприятия:
- обеспечение постоянной готовности дежурного караула подразделения к проведению боевых действий по тушению пожаров в период боевого дежурства;
- восстановление боеготовности отделений после проведения боевых действий по тушению пожаров.
п. 15. Дежурный караул должен обеспечиваться исправной техникой и вооружением.
п. 16. При обнаружении неисправностей техники и вооружения должны приниматься меры по их ремонту силами личного состава дежурного караула или немедленной замене.
В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарно-техническое вооружение заменяется, а техника снимается с боевого дежурства и заменяется резервной, о чем уведомляется диспетчер гарнизона.
п. 30. После возвращения дежурного караула с пожара, ПТУ, ПТЗ должны проводиться работы по восстановлению боеготовности подразделения.
Восстановление боеготовности подразделения должно осуществляться непосредственно по прибытии в место постоянной дислокации, не должно превышать 40 минут, и включает:
- осмотр состояния подчиненного личного состава;
- заправку пожарной техники горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами;
- замену неисправного пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения 3 и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей, имущества, оборудования и снаряжения, средств связи, обмундирования (боевой одежды, формы одежды), а также замену промокших пожарных рукавов на сухие и их сушка;
- техническое обслуживание пожарной техники;
- заправку (замену) воздушных (кислородных) баллонов СИЗОД;
- зарядку аккумуляторных батарей, средств связи и освещения;
- укладку боевой одежды и снаряжения на стеллажи;
- мойку пожарной техники.
По завершении указанных мероприятий диспетчеру гарнизона должна сообщаться информация о готовности подразделения к проведению боевых действий по тушению пожаров.
Приложение № 1 водитель при заступлении на боевое дежурство принимает пожарный автомобиль, в том числе наличие в емкостях ПА необходимого количества воды и пенообразователя.
Также п. 129 Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждённого приказом МЧС России
от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» регламентировано, что следование в место постоянной дислокации осуществляется по кратчайшим маршрутам с выключенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При необходимости осуществляется заправка ПА горюче-смазочными материалами, а также огнетушащими веществами - от ближайшего источника наружного противопожарного водоснабжения.
В настоящее время самыми распространенными пожарными автомобилями, стоящими на вооружении подразделений пожарной охраны, являются пожарные автоцистерны объём вывозимой воды в которых составляет от 3 до 6 тонн. Производительность установленных насосов составляет в большинстве 40 литров в секунду (с учётом максимального износа может снижаться до 32). То есть при работе с максимальной производительностью пожарный автомобиль без установки на водоисточник работает от 1,25 до 2,5 минут (либо 1,5 – 3 минуты).
Кроме пожарных автоцистерн на вооружении подразделений пожарной охраны находятся пожарные автомобили не вывозящие огнетушащие вещества, предназначенные для выполнения специальных работ на пожаре.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. Данная статья регламентирует критерии для определения количества и мест размещения подразделений пожарной охраны, а не нормативное время прибытия пожарных к месту пожара.
Согласно Боевого устава подразделений пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444, выезд и следование к месту пожара в возможно короткие сроки обеспечивается движением пожарного автомобиля по оптимальному маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности исходя из условий соблюдения скоростного режима и правил дорожного движения.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители пожарных автомобилей при следовании к месту вызова должны включать проблесковые маячки синего цвета и специальный звуковой сигнал (сирену), в соответствие правилам дорожного движения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 03.06.2006 года № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
Создание условий для забора воды в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения, законодательством РФ отнесено к полномочиям по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Согласно статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии с п. 12 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» обязанности по осуществлению розыска лиц пропавших без вести возложены на полицию и только по ходатайству полиции к поискам привлекаются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований).
Учредителем ОГКУ «Пожарно-спасательная служба Иркутской области» Министерство имущественных отношений Иркутской области.
В состав Главного управления МЧС России по Иркутской области не входит.
Обучение личного состава добровольных пожарных команд и добровольных пожарных дружин по программе профессионального обучения добровольных пожарных можно пройти на базе пожарно-спасательных подразделений пожарно-спасательных отрядов ФПС Главного управления MЧC России по Иркутской области. По окончании обучения, физическому лицу, претендующему на приобретение статуса добровольного пожарного, будет выдано свидетельство об обучении. Регистрация физического лица в реестре добровольных пожарных без вышеуказанного свидетельства невозможна.
Добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.
Волонтёры – физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг. Волонтёры не обязаны быть участниками общественных объединений и быть зарегистрированными в реестре. Но при этом, на волонтёров не распространяются предоставляемые добровольным пожарным социальные гарантии и меры социальной поддержки.