Вопросы по гражданской обороне
Комплексная защита населения, это: совершенствование инженерной защиты, обеспечение населения современными средствами индивидуальной защиты, совершенствование эвакуационных мероприятий.
С целью совершенствования инженерной защиты в 2014 году проведена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны, при этом проведена работа по улучшению их содержания. По итогам инвентаризации уточнен состав и категории имеющихся для укрытия населения защитных сооружений. Вместе с тем выявлена часть защитных сооружений, в которых в настоящее время потребность отсутствует.
Это связано, в первую очередь, с сокращением численности наибольшей работающей смены, для укрытия которой они создавались, и вследствие этого снижением потребности в данных сооружениях в соответствии с законодательством.
Создание убежищ гражданской обороны было связано с созданием и развитием ядерного оружия, которые были предназначены, в первую очередь, для защиты от поражающих факторов ядерного оружия.
Сегодня изменились сценарии современных военных конфликтов, и с учетом этих изменений пересматриваются подходы к предоставлению населению защитных сооружений.
В настоящее время принят актуализированный Свод правил «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», который содержит принципиально новые подходы к зонированию территорий по степени опасности при военных конфликтах.
В соответствии с данным сводом правил постановлением Правительства РФ от 18 июля 2015 г. № 737 оптимизирован состав защитных сооружений и категории укрываемого в них населения.
Суть оптимизации состава защитных сооружений и категорий лиц, в них укрываемых, заключается во внедрении дифференцированного подхода в предоставлении населению различных видов защитных сооружений с учетом вероятных сценариев военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций на определенной территории. Так, например, для наибольшей работающей смены по-прежнему будут создаваться убежища ГО - наиболее дорогостоящий вид сооружений; в районах возможного химического и радиоактивного заражения - противорадиационные укрытия; для населения городов, отнесенных к группам по ГО, будут создаваться укрытия, ну а в районах, где вероятность разрушений чрезвычайно мала, будет достаточно использования приспосабливаемых заглубленных помещений подземного пространства или простейших укрытий.
Использование убежищ, противорадиационных укрытий, простейших укрытий, всевозможных помещений подземного пространства позволит обеспечить высокоэффективную дифференцированную защиту населения от обычных средств поражения на всей территории страны.
МЧС России в своей деятельности исходит из того, что РХБ защита населения является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности и представляет собой совокупность согласованных мероприятий и действий сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, направленных на обеспечение РХБ защиты населения в условиях угрозы возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также при опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Порядок организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты определен соответствующим Положением, утвержденным приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 (далее – Положение).
Согласно Положению, обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон:
защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
При этом обеспечение населения СИЗ осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти – работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
организациями - работников этих организаций.
В настоящее время МЧС России осуществляет переработку Положения с учетом биологических угроз.
Принят актуализированный Свод правил «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», который содержит принципиально новые подходы к зонированию территорий по степени опасности при военных конфликтах.
Современная эвакуация не носит всеобщий характер, а осуществляется локально из зон воздействия вторичных поражающих факторов в случае разрушения потенциально опасных объектов, т.е. из зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения), а также из зоны катастрофического затопления при разрушении гидросооружений в пределах
4-х часового добегания волны прорыва.
В настоящее время МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по подготовке проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющий Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы с учетом современных угроз.
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
В соответствии с указанным Положением население отнесено к различным группам, в зависимости от занятости и рода профессиональной деятельности.
Для каждой группы установлены формы подготовки в области гражданской обороны (инструктажи, обучение по программ, участие в учениях и тренировках, самоподготовка), а также места ее прохождения (по месту работы, учебы, жительства либо в образовательных организациях).
Для ряда должностных лиц формой подготовки в области гражданской обороны является прохождение обучения в образовательной организации, в соответствии с приказом МЧС России от 24.04.2020 № 262 (Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2020 № 58566).
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями в отношении организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения. Отнесение иных организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Организации для отнесения к категории по гражданской обороне представляют предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления или федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации если деятельность организаций связана с деятельностью этих органов, корпораций и компаний.
Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению находящихся на их территории организаций к категории по гражданской обороне.
Для уточнения сведений по отнесению к категориям по гражданской обороне запрашиваемой организации необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации, а в случае если деятельность организации связана с деятельностью федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, государственной компании или находится в сфере их ведения, то непосредственно в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, государственную корпорацию или государственную компанию.
Требования к уполномоченному на решение задач в области гражданской обороны установлены с пунктами 3 и 4 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (далее – Положение), утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 (зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 № 47253), в соответствии с которым требования к уполномоченным работникам предъявляются в зависимости от категории организации по ГО (отнесена или не отнесена к категории по ГО.
В соответствии с Положением под термином «освобожденный работник» понимается работник, трудовая деятельность которого направлена на решение задач, организацию и выполнение мероприятий по гражданской обороне в организации без возложения на него иных обязанностей.
Пунктом 5 Положения установлены нормы для определения количества работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.
В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, на работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, возложение иных обязанностей, в том числе по мобилизационной работе, не допускается.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подведомственная государственному органу или органу местного самоуправления организация - государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Так, формулировка «находящихся в ведении», данная в абзаце 4 пункта 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2020 № 1485, означает, что деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, координируют федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации по подчиненности.
К примеру, организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций и находящимся в ведении Минтруда России или Ростехнадзора России, разрешается осуществлять подготовку уполномоченных работников.
Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1485, действующей редакцией Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841, а также с учетом писем МЧС России от 27.02.2020 № 11-7-605 «О примерном порядке реализации вводного инструктажа по гражданской обороне» и от 27.10.2020 № ИВ-11-85 «О примерном порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях», рекомендуется совмещать вводный инструктаж по гражданской обороне с инструктажем по действиям в чрезвычайных ситуациях, проводимым при приеме на работу. Также допустимо проведение инструктажей по единой программе. Вместе с тем в случае ведения единого журнала учета, целесообразно сбор росписей инструктора и инструктируемых лиц оформлять по каждому виду инструктажа раздельно:
1. вводный инструктаж по гражданской обороне;
2. инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях при приеме на работу, проводимый в течение первого месяца работы;
3. инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях, проводимый не реже одного раза в год.
Перечень должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны (далее – Перечень лиц) в настоящее время утвержден приказом МЧС России от 24.04.2020 № 262, зарегистрирован в Минюсте России 03.06.2020 № 58566 (далее – приказ МЧС России № 262).
До утверждения приказа МЧС России № 262 действовал одноименный приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646, который утратил силу в связи с изданием приказа МЧС России от 16.06.2020 № 428.
Перечень лиц приведен в соответствие требованиям: федеральных законов от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – федеральный закон № 28-ФЗ), от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804, Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841.
В соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» необходимо произвести корректировку термина «образовательное учреждение», заменив его на термин «образовательная организация». В данном законе определены также типы образовательных организаций, что потребовало уточнения типов образовательных организаций, участвующих в обучении работников ГО по дополнительным профессиональным программам.
В соответствии с п. 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804, изменено наименование комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 332 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», от 19 апреля 2017 г. № 470 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841» и от 30 сентября 2019 г. № 1274 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Положение об организации подготовки населения в области гражданской обороны введено понятие «курсовое обучение в области гражданской обороны», а также изменено название перечня должностных лиц, проходящих обучение в области гражданской обороны.
Все вышеперечисленные изменения, внесенные в нормативное правовые акты, учтены в Перечне лиц.
Вместе с тем в соответствии с требованиями Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782, создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по ГО осуществляется, в том числе в целях обеспечения подготовки работников организаций к выполнению мероприятий по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС).
В рамках методического руководства при решении вопросов по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС, в том числе работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, МЧС России утверждены Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, от 30.10.2020 № 2-4-71-11-10, а также Примерная программа курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области ГО и защиты от ЧС, от 20.11.2020 № 2-4-71-29-11.
Таким образом, в целях сохранения института лиц, осуществляющих в организациях функцию по подготовке работников организации в области ГО и защиты от ЧС, предлагается назначать данных сотрудников распорядительным актом руководителя организации как работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны по совместительству, в соответствии приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 № 47253).
На интернет-портале МЧС России разработан специальный раздел «Безопасность граждан», посвященный профилактике и пропаганде безопасности жизнедеятельности. Для различных категорий населения представлены ознакомительные памятки, инфографика, видеоролики, в том числе с учетом сезонных рисков.
Закрепить полученные знания у детей и подрастающего поколения можно в обучающей игре на межведомственном портале детской безопасности «Спас-экстрим»
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством (Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне») осуществляют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Вопросы защиты и здоровья граждан, проживающих на территории административно-территориальных образований, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций являются расходными обязательствами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Задачи в области гражданской обороны закреплены и за организациями в пределах их полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе и по созданию и поддержанию в готовности защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО). Вместе с тем, организации обязаны обеспечить коллективную защиту своего персонала.
В целях снижения финансовой нагрузки на поддержание в готовности к использованию по назначению ЗС ГО внесены существенные изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации. Так постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2019 г. № 1391 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» изменена категория организаций, создающих ЗС ГО, введен новый вид ЗС ГО – «укрытие», к которому предъявляются сниженные требования. Так же в рамках действующего законодательства существует возможность изменения типа ЗС ГО из убежища или противорадиационного укрытия (далее – ПРУ) на укрытие, а также перевод убежища (ПРУ) на эксплуатацию в качестве укрытия (или ПРУ) (приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2003, регистрационный № 4317), если имеющиеся в организации ЗС ГО обладают в соответствии с действующим законодательством избыточными защитными свойствами.
Кроме того, ЗС ГО могут быть в мирное время использованы в целях, не связанных с укрытием населения, в том числе позволяющих организовать получение финансовых средств для содержания ЗС ГО, конечно, при соблюдении определенных требований (приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждения порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», зарегистрирован в Минюсте России 21.09.2005 регистрационный № 7032).
В соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588, реализация государственных программ осуществляется федеральным органом исполнительной власти либо иным главным распорядителем средств федерального бюджета, определенным Правительством Российской Федерации в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее - ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с пунктом «з» статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также статьей 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Финансирование Госпрограммы направлено на реализацию комплекса мер по всестороннему обеспечению готовности сил и средств системы МЧС России к выполнению задач по предназначению.
Предоставление субсидий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее - Госпрограмма) не предусмотрено.
Вместе с тем, разделом III. «Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы, в том числе вопросы, связанные с опережающим развитием приоритетных территорий» Госпрограммы участие субъектов Российской Федерации в реализации Госпрограммы осуществляется в рамках реализации своих полномочий, а также региональных государственных программ в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Учитывая изложенное включение организаций, как участников реализации Госпрограммы, не представляется возможным.
Основные положения, касающиеся сил гражданской обороны, закреплены в статьях 15-16 Главы V Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
В мирное время к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решениями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на соответствующих территориях, могут привлекаться силы и средства гражданской обороны.
Главной задачей сил и средств гражданской обороны, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, является участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Управление силами гражданской обороны осуществляется теми органами управления, которые формируют привлекаемые силы.
Мероприятия по участию сил гражданской обороны в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций планируются заранее и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планах гражданской обороны и защиты населения.
Порядок использования сил и средств гражданской обороны в мирное время описан в пункте 4.6. Методических рекомендаций по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утвержденных от 13.12.2012 № 2-4-87-30-14.
В настоящий момент МЧС России в рамках методического руководства при решении вопросов подготовки населения к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов разработан ряд актов, рекомендательного характера, в том числе комплект плакатов-памяток для населения о правилах поведения и порядке действий населения при получении сигнала «Внимание всем!».
Образцы актуальных памяток размещены на официальном сайте МЧС России www.mchs.gov.ru в разделе «Деятельность – Гражданская оборона – Памятки и плакаты по гражданской обороне».
В целях доведения информации населению территориальными органами МЧС России проводится работа совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по размещению памяток в местах массового пребывания людей (информационные стенды, уголки ГО административных зданий) и по месту жительства граждан (информационные стенды подъездов домов).
В соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 27.03.2020 № 217, вопросы по обследованию повреждений жилого дома не входят в компетенцию Главного управления МЧС России по Иркутской области.
Для проведения обследования повреждений жилого дома необходимо обратиться в администрацию муниципального образования для составления акта осмотра, фиксации повреждений и установки причины повреждения дома.
С целью получения страховой премии при повреждении дома вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, выраженной в результате землетрясения, страховым компаниям нужно предоставить справку о случившемся сейсмособытии, которую можно получить в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской академии наук» (БФ ФИЦ ЕГС РАН) по адресу г. Иркутск ул. Лермонтова, 128, тел. 8(3952)42-60-18.
При повреждении дома вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, выраженной в результате сильного мороза, страховым компаниям нужно предоставить справку об аномальной температуре воздуха, которую можно получить в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ Иркутское «УГМС») по адресу г. Иркутск ул. Партизанская, 76, тел. 8(3952)20-92-65.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»:
убежища создаются для наибольшей работающей смены организации (далее - НРС), отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения;
для НРС, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;
для работников максимальной по численности, работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.
Противорадиационные укрытия создаются для НРС, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;
для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Укрытия создаются для НРС, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);
для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).