Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций
на территории Иркутской области на 06.10.2024 г.
(при составлении прогноза использована информация ФГБУ «Иркутское УГМС», БВУ, Байкальского филиала единой геофизической службы РАН)
Опасные и неблагоприятные метеорологические явления погоды
6 октября утром и днем местами в северных районах ожидаются порывы западного, северо-западного ветра 15-17 м/с, дождь, мокрый снег и снег.
1. Исходная обстановка (оценка состояния явлений и параметров ЧС).
1.1 Оправдываемость прогноза
За прошедшие сутки прогноз оправдался по техногенным пожарам, ДТП.
1.2 Метеорологическая обстановка (по данным ФГБУ «Иркутское УГМС»)
Сегодня по области: переменная облачность, местами небольшие осадки в виде дождя, мокрого снега и снега, утром при прояснении туманы, ветер юго-западный, юго-восточный 5-10 м/с, днём местами порывы до 14 м/с, температура ночью -1,-6°, при облачной погоде до +4°, днём +10 +15°, при натекании облачности +1,+6°.
1.3 Гидрологическая обстановка
5 октября на р. Лена (участок Киренск – Визирный) отмечается повышение уровня воды на 5 – 30 см, на р. Бирюса – повышение уровня воды на 5 – 10 см, на остальных реках области – колебание уровня воды в пределах 5 см.
После наводнения 2019 года на территории области в 5 МО (Нижнеудинский, Тайшетский, Зиминский, Чунский, г. Тулун) возведены 11 гидротехнических сооружений. Указанные ГТС готовы к безопасной эксплуатации в период летних паводков 2024 года.
ГЭС работают согласно установленных сбросных расходов.
В 3 квартале 2024 года прогнозировался приток в оз. Байкал в районе 83-108 % от нормы (3350 - 4350 м³/с при норме 4040 м³/с), фактический приток составил 3200 м³/с.
В 4 квартале 2024 года ожидается полезный приток в оз. Байкал в районе 0 - 200 м³/с при норме 280 м³/с.
Фактический приток в оз. Байкал в сентябре 2024 года составил 2100 м³/с (при норме 3000 м³/с).
В октябре 2024 года ожидаемый полезный приток в оз. Байкал прогнозируется в районе 650-1050 м³/с, при норме 1170 м³/с.
Енисейским БВУ установлены следующие режимы работы ГЭС (письмо от 04.09.2024 № 05-4302 Енисейского БВУ) на период со 02 по 11 октября 2024 года:
- Иркутского гидроузла – среднесуточными сбросными расходами в диапазоне 1500-1600 м3/с;
Енисейское БВУ на период с 13.09.2024 г. и до особого указания увеличивает верхнюю границу установленного диапазона (письмо от 13.09.2024 № 05-4436 Енисейского БВУ) Иркутского гидроузла до 2050 м3/с.
- Братского — в режиме обеспечения установленного режима работы Усть-Илимского гидроузла;
- Усть-Илимского — в режиме обеспечения установленного режима работы Богучанского гидроузла.
По состоянию на 05.10.2024 фактические сбросные расходы Иркутского гидроузла составляют 1550 м³/с.
Уровень воды в озере Байкал составляет 456,76 м (за сутки понижение на 1 см). АППГ – 457,15 м.
Уровень воды в водохранилищах составляет:
- Братское водохранилище – 400,45 м (за сутки без изменений). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) – 401,71 м. АППГ – 401,65 м.
- Усть-Илимское водохранилище – 295,65 м (за сутки без изменений). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) - 295,71 м. АППГ – 295,95 м.
1.4 Лесопожарная обстановка
Особый противопожарный режим на территории области завершен.
1.5 Агрометеорологические условия
Сегодня ночью на территории области наблюдалось выпадение осадков в виде дождя и мокрого снега. Утром поля Эхирит-Булагатского, Баяндаевского, Качугского и Черемховского районов были покрыты снегом, высотой от 1 до 6 см. Условия для проведения уборочных работ неблагоприятные.
1.6 Сейсмическая обстановка
За сутки на территории Иркутской области сейсмособытий с ощутимостью более 3-х баллов не зарегистрировано.
С начала года на территории Иркутской области и приграничных районах Республики Бурятия, Забайкальского края и Республики Саха (Якутия) зарегистрировано 21 сейсмическое событие с ощутимостью более 3-х баллов.
Система сбора оперативной информации о сейсмической активности осуществляется 27 станциями Байкальского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской Академии наук».
1.7 Обстановка на объектах энергетики и ЖКХ
За прошедшие сутки на территории Иркутской области аварий, приводящих к длительному отключению электроснабжения и теплоснабжения, не зарегистрировано.
1.8 Биолого-социальная обстановка
1.8.1 Санитарно-эпидемиологическая обстановка
На территории области обстановка стабильная.
1.9 Обстановка на автодорогах
За прошедшие сутки на территории области зарегистрировано 4 ДТП, погибших нет, травмирован 1 человек.
2. Прогноз чрезвычайных ситуаций и происшествий
2.1 Метеорологическая обстановка (по данным ФГБУ «Иркутское УГМС»)
Прогноз погоды на сутки с 20 часов 05 октября до 20 часов 06 октября
По области: переменная облачность, местами небольшие дожди, ночью с мокрым снегом, в северных районах небольшие, местами умеренные осадки в виде дождя, мокрого снега и снега, ветер юго-западный, юго-восточный с переходом на западный, северо-западный 5-10 м/с, местами порывы до 14 м/с, утром и днем в северных районах 15-17 м/с, температура ночью 0,+5°, при прояснении -1,-6°, днем +11,+16°, при натекании облачности +2,+7°.
По городу Иркутску: переменная облачность, без существенных осадков, ветер ночью юго-восточный, днем северо-западный 5-10 м/с, температура ночью +1,+3°, днём +13,+15°
По оз Байкал: переменная облачность, без существенных осадков, по северной части небольшие и умеренные осадки в виде дождя и мокрого снега, ветер ночью южный, юго-восточный 6-11 м/с, местами порывы 12-15 м/с, днем западный, северо-западный 7-12 м/с, местами порывы 15-20 м/с, температура ночью +4,-1°, днём +10,+15°, по северной части +5,+10°.
2.2 Гидрологическая обстановка (по данным ФГБУ «Иркутское УГМС»):
6 октября на р. Лена (участок Змеиново – Визирный) ожидается преимущественно повышение уровня воды на 10 – 30 см, на остальных реках области – колебание уровня воды в пределах 10 см.
Превышения отметок неблагоприятного гидрологического явления не ожидается.
2.3 Лесопожарная обстановка
Пожароопасный сезон 2024 года завершён во всех 37 лесничествах Иркутской области (приказ Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2024 №91-47мпр, от 16.09.2024 №91-48-мпр, от 25.09.2024 №91-51-мпр). Расчет показателя и классов пожароопасности лесов прекращен с 1 октября т.г.
2.4 Обстановка на водных объектах
Сохраняется вероятность происшествий на водных объектах, связанных с несоблюдением техники безопасности при использовании маломерных судов и правил безопасности людей на воде.
2.5 Энергосистемы и объекты ЖКХ
Увеличивается вероятность риска возникновения аварийных ситуаций локального характера на коммунальных и электроэнергетических системах во всех муниципальных образованиях области (источник ЧС – износ оборудования, нарушение и несоблюдение производственно - технологических норм и правил эксплуатации газового оборудования).
2.6 Обстановка на автодорогах
Сохраняется риск возникновения ДТП на территории всей области, обусловленный выпадением осадков, туманом, нарушением ПДД, в результате чего возможно ограничение движения транспорта, в т.ч. большегрузного, на трассах федерального и местного значения (заторы на дорогах).
Наиболее опасными участками автодорог на территории области являются 23 опасных участка федерального и местного значения:
Трасса Р-255 «Сибирь» километры 1179-1208, 1364-1366, 1508-1514, 1534-1589, 1610-1624, 1657-1677, 1687-1697, 1709-1713, 1729-1754, 1768-1773, 1782-1798, 1811-1842, 1851-1852, 1863-1873.
Трасса Р-258 «Байкал» километры 11-17, 33-34, 95-96.
Трасса А-331 «Вилюй» километры 11-12, 27-28, 63-64, 152-153, 179-180, 183-209.
2.7 Сейсмическая обстановка
Согласно данных Института земной коры СО РАН сводка прогноза изменений сейсмического режима на территории Байкальской рифтовой зоны на предстоящий период ожидания:
1) На юго-западном фланге Байкальской рифтовой зоны предполагается: возникновение помимо мелких толчков два хорошо ощутимых события со средней интенсивностью 6.1-6.8 балла в районе участка Главного Саянского разлома, расположенного севернее Тункинской впадины, а также на границе с Республикой Тыва. Предполагаемые отклонения от указанных средних значений составят ±1 балл.
2) В центральной части Байкальской рифтовой зоны: (оз. Байкал и Баргузинская впадина), с наибольшей вероятностью ожидаются 3 события с сотрясениями 5-6 баллов в эпицентральных районах. Предполагаемые отклонения также составят ±1 балл.
3) На северо-восточном фланге Байкальской рифтовой зоны: (Нижне-Ангарская, Муйская и Чарская впадины) наиболее вероятно возникновение землетрясений с энергией К=13-15 при отклонениях ±1балл. За прошедший период на этом сегменте Байкальской рифтовой зоны еще не фиксировалось возникновение достаточно сильных событий, что увеличивает вероятность их проявления в предстоящий период.
2.8 Обстановка с техногенными пожарами
Сохраняется высокий риск возникновения пожаров (в т.ч. взрывов бытового газа) на всей территории области, обусловленный неосторожным обращением населения с огнем и эксплуатацией электрообогревательных приборов, а так же ветхой электрической сети.
2.9 Обстановка на железнодорожном транспорте
Сохраняется риск возникновения нарушений в работе ж/д транспорта в результате деформации железнодорожного полотна, которое может привести к авариям при прохождении пассажирских и грузовых составов.
Сохраняется риск возникновения происшествий, связанных с ДТП на ж/д переездах.
Наиболее вероятно возникновение происшествий в 4 районах Иркутской области: Тайшетском, Слюдянском, Куйтунском, Нижнеудинском.
Прочие риски
06 октября магнитное поле Земли ожидается неустойчивое. Возможно ухудшение условий КВ-радиосвязи. Озоновый слой в норме.
3. Рекомендуемые превентивные мероприятия органам местного самоуправления на территории Иркутской области:
По риску неблагоприятных метеорологических явлений:
1. Довести предупреждение о неблагоприятных метеорологических явлениях погоды (в случае получения) и рекомендации по порядку реагирования на него до руководящего состава администрации муниципальных образований и органов управления муниципального звена территориальной подсистемы Иркутской области РСЧС.
2. Поддерживать в готовности систему оповещения и информирования населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
3. Организовать усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг неблагоприятных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценку их социально-экономических последствий.
4. Проверить готовность вводов резервных источников электропитания на СЗО и объектах с круглосуточным пребыванием людей, обеспечить их своевременную доставку и быть в готовности к применению аварийных источников питания.
5. Проверить готовность группировки сил и средств к реагированию на аварии на объектах и сетях электроснабжения, газоснабжения и водоснабжения.
6. Уточнить наличие материальных и финансовых средств для ликвидации возможных ЧС на территории муниципального образования.
7. Разместить информацию по неблагоприятным метеорологическим явлениям погоды на официальных сайтах администрации района, МО.
8. Своевременно принимать решения о введении на подведомственной территории режимов функционирования «Повышенной готовности» и «Чрезвычайной ситуации» с принятием дополнительных мер по защите населения и территорий.
По риску затопления: (в случае выпадения большого количества осадков)
1. При подтверждении прогноза для органов управления и сил РСЧС установить соответствующие режимы функционирования.
2. Проверить готовность сил и средств для своевременного реагирования при ухудшении гидрологической обстановки.
3. Проверить готовность пунктов временного размещения.
4. Организовать проверку систем оповещения и информирования населения через все имеющиеся средства. В случае повышения уровня воды и угрозы затопления провести оповещение населения о прогнозируемой обстановке.
5. Уточнить резервы материально-технических средств, необходимых для ликвидации последствий затоплений.
По риску подтопления: (в случае поднятия грунтовых вод)
1. При подтверждении прогноза для органов управления и сил РСЧС установить соответствующие режимы функционирования.
2. Проверить готовность сил и средств для своевременного реагирования при ухудшении гидрологической обстановки.
3. Проверить готовность пунктов временного размещения.
4. Организовать проверку систем оповещения и информирования населения через все имеющиеся средства. В случае повышения уровня воды и угрозы подтопления провести оповещение населения о прогнозируемой обстановке.
5. Уточнить резервы материально-технических средств, необходимых для ликвидации последствий подтоплений.
По риску возникновения техногенных пожаров:
1. Регулярно проводить проверки противопожарного состояния частного жилого сектора.
2. Обеспечить контроль пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.
3. Совместно с главами сельских администраций, участковыми уполномоченными организовать проведение профилактических мероприятий в целях уменьшения случаев возникновения пожаров и гибели людей на них.
4. Обеспечить доведение информации до населения (через средства массовой информации и на сходах граждан) о возможных причинах возникающих пожаров, о правилах пожарной безопасности в быту, а так же безопасности при эксплуатации электрообогревательных приборов, газового (электро-) оборудования в жилых домах и объектах административно - хозяйственного и промышленного назначения.
По риску возникновения термических точек:
1. Обеспечить информационный обмен диспетчерских служб объектов экономики с ЕДДС муниципальных образований и оперативной дежурной сменой ЦУКС Главного управления.
2. ЕДДС организовать круглосуточную работу и реагирование на термические точки, зарегистрированные на портале и мобильном приложении.
По риску аварий на энергосистемах и объектах ЖКХ:
1. Проверить и привести в готовность системы оповещения инженерно-технического и обслуживающего персонала объектов ЖКХ.
2. Выявлять и принимать меры по предупреждению, локализации и ликвидации дефектов и отказов в работе систем жизнеобеспечения населения.
3. Организовать контроль создания, наличия, использования и восполнения запасов материально-технических ресурсов для ликвидации аварий.
4. Принять меры по созданию постоянно действующего резерва мобильных (передвижных) электрических станций.
5. Проверить готовность аварийно - диспетчерских служб жилищно-коммунального хозяйства и экстренных рабочих бригад к ликвидации возможных аварийных ситуаций.
6. Проверить укомплектованность экстренных рабочих бригад необходимым оборудованием и техникой.
7. Проверить планы и порядок эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с нарушением систем жизнеобеспечения.
По риску дорожно-транспортных происшествий, в том числе при затруднении движения автомобильного транспорта:
1. Постоянно уточнять прогноз метеорологической обстановки в зоне ответственности подразделений дорожных служб.
2. Территориальным подразделениям дорожных служб в зонах ответственности, постоянно уточнять данные о готовности сил и средств, в случае ухудшения дорожных условий (организация объездов, привлечения дополнительной специализированной техники с ближайших пунктов дислокации и т.д.).
3. Спланировать взаимодействие с районными медицинскими учреждениями и ГИБДД, для своевременного реагирования на возможные ДТП.
4. Осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки людей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовки водителей.
5. Обеспечить готовность аварийных служб к реагированию на ДТП.
6. Организовать проведение бесед с водителями предприятий и организаций о необходимости соблюдения ПДД с демонстрацией фото - и видеоматериалов с мест ДТП.
7. Постоянно проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.
8. Организовать готовность дорожных служб к обеспечению нормального функционирования транспортного сообщения.
9. В случае крупных ДТП или ухудшения дорожных условий, проработать вопросы:
- организации мест питания и размещения водителей и пассажиров в случае необходимости;
- организации дежурства экипажей скорой медицинской помощи, патрульных машин ГИБДД и подвозу ГСМ;
- организации информирования населения через СМИ о сложившейся обстановке, а так же маршрутов объездных автодорог.
По риску возникновения происшествий на водных объектах:
1. Организовать контроль за выполнением мероприятий по пропаганде безопасного поведения людей на водных объектах, в том числе с привлечением СМИ. Продолжить разъяснительную работу среди населения, направленную на соблюдение мер безопасности при посещении водных объектов;
2. Проверить наличие и целостность предупреждающих и запрещающих знаков, заграждений на подъездах и съездах к водным объектам;
3. Организовать контроль за соблюдением правил эксплуатации маломерных судов.
По риску землетрясений. Мероприятия по снижению негативных последствий, обусловленных возможной сейсмической активностью:
1. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и иных документов.
2. Проинформировать населения об угрозе ЧС и порядке действий в условиях сейсмической активности.
3. Проверить готовность аварийно-спасательных подразделений территориальной подсистемы к реагированию.
4. Уточнить расчеты сил и средств в случае проведения эвакуации людей, животных, материальных ценностей.