20 ноября 2022, 13:25
45
17 минут

Прогноз ЧС на 21.11.2022 г.

Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций

на территории Иркутской области на 21.11.2022 г.

(при составлении прогноза использована информация ФГБУ «Иркутское УГМС», БВУ, Байкальского филиала единой геофизической службы РАН, Иркутской электросетевой компании)

1. Исходная обстановка (оценка состояния явлений и параметров ЧС)

1.1 Оправдываемость прогноза

За прошедшие сутки прогноз оправдался по техногенным пожарам, ДТП, распространению коронавирусной инфекции.

1.2 Метеорологическая обстановка (по данным ФГБУ «Иркутское УГМС»)

За прошедшие сутки на территории области неблагоприятные метеорологические явления не зарегистрированы.

1.3 Гидрологическая обстановка

Гидрологическая обстановка стабильная. На реках области продолжаются процессы ледообразования.

На реке Иркут наблюдается ледостав, на реках Белая, Ока, Бирюса и Витим – местами отмечается установление ледостава, на остальных реках области – забереги, шугоход 20-100 %.

Уровни воды повсеместно ниже критических отметок.

ГЭС работают согласно установленных сбросных расходов.

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС в 3 квартале 2022 года фактический приток в озеро Байкал составил 94% от нормы (3800 м³/с при норме 4040 м³/с). В 4 квартале 2022 года ожидается приток в районе 36-107 % от нормы (100-300 м³/с при норме 280 м³/с).

Фактический приток в озеро Байкал в октябре 2022 года составил 94 % от нормы (1100 м³/с при норме 1170 м³/с).

В ноябре ожидаемый полезный приток в оз. Байкал прогнозируется (-100)-100 м³/с (при норме (-110) м³/с).

Уровень воды в озере Байкал составляет 456,71 м (за сутки без изменений). АППГ– 457,04 м.

Уровень воды в водохранилищах составляет:

- Братское водохранилище – 400,41 м (за сутки без изменений). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) – 401,73 м. АППГ – 401,41 м.

- Усть-Илимское водохранилище – 295,84 м (за сутки без изменений). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) - 296,0 м. АППГ – 295,71 м.

Енисейским БВУ установлены следующие режимы работы ГЭС (письмо № 05-4997 от 02.11.2022 г. Енисейского БВУ) с 05 ноября по 02 декабря 2022 года:

- Иркутского гидроузла - среднесуточным сбросным расходами в диапазоне 1600-1800 куб. м/с;

- Братского гидроузла – в режиме обеспечения установленного режима работы Усть-Илимского гидроузла;

-Усть-Илимского гидроузла – в режиме обеспечения установленного режима работы Богучанского гидроузла.

1.4 Сейсмическая обстановка

За сутки сейсмических событий более 3-х баллов на территории Иркутской области не зарегистрировано.

С начала года на территории Иркутской области и приграничных районов Республики Бурятия, Забайкальского края зарегистрированы 28 сейсмических событий магнитудой более 3-х.

Система сбора оперативной информации о сейсмической активности осуществляется 26 станциями Байкальского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской Академии наук».

1.5 Обстановка на объектах энергетики и ЖКХ

За прошедшие сутки на территории Иркутской области аварий, приведших к длительному отключению потребителей, не произошло.

1.6 Лавиноопасная обстановка

В Иркутской области 2 лавиноопасных участка (12 очагов), на территории Казачинско-Ленского района (существует риск нарушения функционирования железной дороги и автодороги):

1. Перегон Кунерма - Дельбичинда (992 – 996 км), высота снежного покрова 58-98 см (опасная 280 см);

2. Перегон Дельбичинда - Дабан (1001 – 1007 км), высота снежного покрова 65-157 см (опасная 280 см).

С начала лавиноопасного периода самопроизвольных сходов снежных масс не зарегистрировано, работ по принудительному спуску лавин не проводилось.

По данным снеголавинной станции Иркутского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры РЖД, снежный покров устойчив, нелавиноопасно.

1.7 Биолого-социальная обстановка

1.7.1 Санитарно-эпидемиологическая обстановка

По состоянию на 19.11.2022 г. (по информации центра по мониторингу ситуации с коронавирусом - ИЦК) на территории Иркутской области подтверждён диагноз у 352024 человек (за сутки 125). Выписаны 342138 человек (за сутки 124). Погибло 8630 человек (за сутки 2). Ситуация находится на контроле оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Иркутской области.

1.7.2 Эпизоотическая обстановка

На территории области обстановка стабильная. Инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных в масштабе эпизоотии нет.

2. Прогноз чрезвычайных ситуаций и происшествий

2.1 Опасные метеорологические явления:

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: не прогнозируются.

2.2 Неблагоприятные метеорологические явления:

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: 21 ноября в течение суток местами по области ожидаются порывы западного, северо-западного ветра 15-18 м/с, снег, метели.

2.3 Гидрологическая обстановка

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: на реках области продолжится усиление процессов ледообразования.

2.4 Лесопожарная обстановка

На территории Иркутской области пожароопасный период завершен 30 сентября 2022 г. (Приказ Министерства лесного комплекса №91-40 мпр, от 30.09.2022 г.).

Сохраняется вероятность выявления термических аномалий (в т.ч. выжигание лесной подстилки, сухой травы с нарушением требований правил пожарной безопасности в лесу и на участках, непосредственно примыкающих к лесам).

2.5 Обстановка на водных объектах

В период становления ледостава возможны провалы людей и техники под неокрепший лед. На озерах, водохранилищах, в руслах рек, в связи с неустойчивым ледообразованием повышается вероятность отрыва ледовых полей.

         Сохраняется вероятность происшествий на водных объектах, связанных с несоблюдением техники безопасности при использовании маломерных судов и правил безопасности людей на воде (на реке Ангаре и акватории озера Байкал).

2.6 Лавиноопасная обстановка

Возникает вероятность происшествий в горных районах области, вызванная повышенной опасностью пребывания людей (туристы, спортсмены, в том числе на лыжах, сноубордах, снегоходах) в районах самопроизвольного схода снежных лавин (источник ЧС – высота снежного покрова выше 30 см).

2.7 Энергосистемы и объекты ЖКХ

Увеличивается вероятность риска возникновения аварийных ситуаций локального характера на коммунальных и электроэнергетических системах во всех муниципальных образованиях области.

2.8 Обстановка на автомобильном транспорте

В связи с выпадением снега и установлением снежного покрова, возможна задержка в движении автотранспорта на федеральных и региональных автодорогах. Возможно затруднение движения автотранспорта в центральных и южных районах области, в том числе на перевалах Шелеховского и Слюдянского районов.

Сохраняется риск возникновения ДТП на территории всей области, обусловленный выпадением осадков, туманом, нарушением ПДД, в результате чего возможно ограничение движения транспорта, в т.ч. большегрузного, на трассах федерального и местного значения (заторы на дорогах).

Наиболее опасными участками автодорог на территории области являются 23 опасных участка федерального и местного значения:

Трасса Р-255 «Сибирь» километры 1179-1208, 1364-1366, 1508-1514, 1534-1589, 1610-1624, 1657-1677, 1687-1697, 1709-1713, 1729-1754, 1768-1773, 1782-1798, 1811-1842, 1851-1852, 1863-1873.

Трасса Р-258 «Байкал» километры 11-17, 33-34, 95-96.

Трасса А-331 «Вилюй» километры 11-12, 27-28, 63-64, 152-153, 179-180, 183-209.

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: на дорогах области местами снежный накат, гололедица.

2.9 Сейсмическая обстановка

Согласно данных Института земной коры СО РАН сводка прогноза изменений сейсмического режима на территории Байкальской рифтовой зоны на предстоящий период ожидания:

1) На юго-западном фланге Байкальской рифтовой зоны предполагается: возникновение помимо мелких толчков два хорошо ощутимых события со средней интенсивностью 6.1-6.8 балла в районе участка Главного Саянского разлома, расположенного севернее Тункинской впадины, а также на границе с Республикой Тыва. Предполагаемые отклонения от указанных средних значений составят ±1 балл.

2) В центральной части Байкальской рифтовой зоны: (оз. Байкал и Баргузинская впадина), с наибольшей вероятностью ожидаются 3 события с сотрясениями 5-6 баллов в эпицентральных районах. Предполагаемые отклонения также составят ±1 балл.

3) На северо-восточном фланге Байкальской рифтовой зоны: (Нижне-Ангарская, Муйская и Чарская впадины) наиболее вероятно возникновение землетрясений с энергией К=13-15 при отклонениях ±1балл. За прошедший период на этом сегменте Байкальской рифтовой зоны еще не фиксировалось возникновение достаточно сильных событий, что увеличивает вероятность их проявления в предстоящий период.

2.10 Обстановка с техногенными пожарами

Сохраняется высокий риск возникновения пожаров (в т.ч. взрывов бытового газа) на всей территории области, обусловленный нарушением требований пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления, неосторожным обращением населения с огнем и эксплуатацией ветхой электрической сети.

2.11 Обстановка на железнодорожном транспорте

Сохраняется риск возникновения нарушений в работе ж/д транспорта в результате деформации железнодорожного полотна, которое может привести к авариям при прохождении пассажирских и грузовых составов.

Сохраняется риск возникновения происшествий, связанных с ДТП на ж/д переездах.

Наиболее вероятно возникновение происшествий в 4 районах Иркутской области: Тайшетском, Слюдянском, Куйтунском, Нижнеудинском.

2.12 Геомагнитная обстановка

21 ноября магнитное поле Земли ожидается неустойчивое. Возможно ухудшение условий КВ-радиосвязи. Озоновый слой в норме.

3. Рекомендуемые превентивные мероприятия органам местного самоуправления на территории Иркутской области:

По риску неблагоприятных и опасных метеорологических явлений:

1. Довести предупреждение о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях погоды (в случае получения) и рекомендации по порядку реагирования на него до руководящего состава администрации муниципальных образований и органов управления муниципального звена территориальной подсистемы Иркутской области РСЧС.

2. Поддерживать в готовности систему оповещения и информирования населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

3. Организовать усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценку их социально-экономических последствий.

4. Проверить готовность вводов резервных источников электропитания на СЗО и объектах с круглосуточным пребыванием людей, обеспечить их своевременную доставку и быть в готовности к применению аварийных источников питания.

5. Проверить готовность группировки сил и средств к реагированию на аварии на объектах и сетях электроснабжения, газоснабжения и водоснабжения.

6. Уточнить наличие материальных и финансовых средств для ликвидации возможных ЧС на территории муниципального образования.

7. Своевременно принимать решения о введении на подведомственной территории режимов функционирования «Повышенная готовность» и «Чрезвычайная ситуация» с принятием дополнительных мер по защите населения и территорий.

По риску техногенных пожаров:

1. Регулярно проводить проверки противопожарного состояния частного жилого сектора.

2. Обеспечить контроль пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.

3. Совместно с главами сельских администраций, участковыми уполномоченными организовать проведение профилактических мероприятий в целях уменьшения случаев возникновения пожаров и гибели людей на них.

4. Обеспечить доведение информации до населения (через средства массовой информации и на сходах граждан) о возможных причинах возникающих пожаров, о правилах пожарной безопасности в быту, а так же безопасности при эксплуатации газового (электро-) оборудования в жилых домах и объектах административно-хозяйственного и промышленного назначения.

По риску аварий на энергосистемах и объектах ЖКХ:

1. Проверить и привести в готовность системы оповещения инженерно-технического и обслуживающего персонала объектов ЖКХ.

2. Выявлять и принимать меры по предупреждению, локализации и ликвидации дефектов и отказов в работе систем жизнеобеспечения населения.

3. Организовать контроль создания, наличия, использования и восполнения запасов материально-технических ресурсов для ликвидации аварий.

4. Принять меры по созданию постоянно действующего резерва мобильных (передвижных) электрических станций.

5. Проверить готовность аварийно-диспетчерских служб жилищно-коммунального хозяйства и экстренных рабочих бригад к ликвидации возможных аварийных ситуаций.

6. Проверить укомплектованность экстренных рабочих бригад необходимым оборудованием и техникой.

7. Проверить планы и порядок эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с нарушением систем жизнеобеспечения.

По риску дорожно-транспортных происшествий, в том числе при затруднении движения автомобильного транспорта:

1. Постоянно уточнять прогноз метеорологической обстановки в зоне ответственности подразделений дорожных служб.

2. Территориальным подразделениям дорожных служб в зонах ответственности, постоянно уточнять данные о готовности сил и средств, в случае ухудшения дорожных условий (организация объездов, привлечения дополнительной специализированной техники с ближайших пунктов дислокации и т.д.).

3. Спланировать взаимодействие с районными медицинскими учреждениями и ГИБДД, для своевременного реагирования на возможные ДТП.

4. Осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки людей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовки водителей.

5. Обеспечить готовность аварийных служб к реагированию на ДТП.

6. Организовать проведение бесед с водителями предприятий и организаций о необходимости соблюдения ПДД с демонстрацией фото - и видеоматериалов с мест ДТП.

7. Постоянно проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.

8. Организовать готовность дорожных служб к обеспечению нормального функционирования транспортного сообщения.

9. В случае крупных ДТП или ухудшения дорожных условий, проработать вопросы:

 - организации мест питания и размещения водителей и пассажиров в случае необходимости;

 - организации дежурства экипажей скорой медицинской помощи, патрульных машин ГИБДД и подвозу ГСМ;

- организации информирования населения через СМИ о сложившейся обстановке, а так же маршрутов объездных автодорог.

По риску происшествий на водных объектах:

1. Организовать проведение разъяснительной работы среди населения, направленной на соблюдение мер безопасности при посещении водных объектов. Организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков, наглядной агитации, пропаганды в СМИ по правилам безопасности на водных объектах.

2. Продолжить разъяснительную работу среди населения об опасности выхода (выезда) на тонкий неокрепший лед водных объектов и о необходимости соблюдения мер безопасности при посещении водных объектов.

3. Организовать патрулирование в местах массового выхода людей к водоемам.

4. Организовать контроль за соблюдением правил эксплуатации маломерных судов.

По риску землетрясений. Мероприятия по снижению негативных последствий, обусловленных возможной сейсмической активностью:

1. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и иных документов.

2. Проинформировать населения об угрозе ЧС и порядке действий в условиях сейсмической активности.

3. Проверить готовность аварийно-спасательных подразделений территориальной подсистемы к реагированию.

4. Уточнить расчеты сил и средств в случае проведения эвакуации людей, животных, материальных ценностей.


Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3952) 453-221
Приёмная начальника ГУ
8 (3952) 40-99-99
Единый «телефон доверия»
info@38.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)