14 мая 2023, 17:27
55
24 минуты

Прогноз ЧС на 15.05.2023

Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций

на территории Иркутской области на 15.05.2023 г. 

(при составлении прогноза использована информация ФГБУ «Иркутское УГМС», БВУ, Байкальского филиала единой геофизической службы РАН, Иркутской электросетевой компании)


1. Исходная обстановка (оценка состояния явлений и параметров ЧС) 

1.1 Оправдываемость прогноза

За прошедшие сутки прогноз оправдался по техногенным пожарам, ДТП, распространению коронавирусной инфекции, прохождению комплекса неблагоприятных метеорологических явлений.


1.2 Метеорологическая обстановка (по данным ФГБУ «Иркутское УГМС»)

За прошедшие сутки местами на территории области отмечались порывы северо-западного ветра до 22 м/с (22 м/с – Зиминский, Нукутский, 19 м/с – Черемховский, 17 м/с – Качугский, Усть-Удинский, 15 м/с – Усть-Кутский, Заларинский районы). Прохождение комплекса неблагоприятных метеорологических явлений погоды сопровождалось выпадением осадков в виде дождя интенсивностью до 5 мм (5 мм – Нижнеудинский район).


1.3 Гидрологическая обстановка

На реках области продолжатся процессы разрушения ледового покрова.

На р. Нижняя Тунгуска в районе с. Подволошино и с. Преображенка, на р. Непа – в районе с. Токма сохранятся высокие уровни воды с превышением критических отметок.

ГЭС работают согласно установленных сбросных расходов.

В 1 квартале 2023 года прогнозировался приток в районе 59-114 % от нормы (220-420 м³/с при норме 370 м³/с), фактический приток составил 380 м³/с.

Во 2 квартале 2023 года ожидается приток в районе 78-98 % от нормы (2300-2900 м³/с при норме 2980 м³/с).

Фактический приток в оз. Байкал в апреле 2023 года составил 750 м³/с, при норме 890 м³/с.

В мае 2023 года ожидаемый полезный приток в оз. Байкал прогнозируется 2250-3250 м³/с (при норме 3030м³/с).


Уровень воды в озере Байкал составляет 456,16 м (за сутки без изменений). АППГ– 456,36 м.

Уровень воды в водохранилищах составляет:

- Братское водохранилище – 397,75 м (за сутки без изменений). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) – 401,73 м. АППГ – 399,01 м.

- Усть-Илимское водохранилище – 295,35 м (за сутки без изменений). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) - 296,0 м. АППГ – 295,14 м.

Енисейским БВУ установлены следующие режимы работы ГЭС (письмо № 05-2002 от 03.05.2023 г. Енисейского БВУ) с 06 мая 2023 года по 02 июня 2023 года:

       - Иркутского гидроузла – среднесуточным сбросным расходами в диапазоне 1500-1700 куб. м/с; 

       - Братского гидроузла – в режиме обеспечения установленного режима работы Усть-Илимского гидроузла;

       - Усть-Илимского гидроузла – в режиме обеспечения установленного режима работы Богучанского гидроузла.

       

       1.4 Лесопожарная обстановка

       Пожароопасный сезон открыт на землях лесного фонда Аларского, Ангарского, Балаганского, Баяндаевского, Братского, Голоустенского, Заларинского, Зиминского, Иркутского, Кировского, Куйтунского, Нижнеудинского, Нукутского, Ольхонского, Осинского, Слюдянского, Тайшетского, Тулунского, Усольского, Усть-Ордынского, Усть-Удинского, Черемховского и Шелеховского лесничеств с 6 апреля 2023 года; Падунского и Жигаловского лесничеств Иркутской области с 26 апреля 2023 года (приказы заместителя министра лесного комплекса Иркутской области от 06.04.2023 г. №91-6-мпр; от 26.04.2023 г. №91-10-мпр).


1.5 Агрометеорологические условия

       По результатам проведённого инструментального определения влажности почвы -влагообеспеченность сельскохозяйственных культур хорошая. На большинстве полей области (около 90% полей) запасы продуктивной влаги достаточные: от 25 до 45 мм - в пахотном и от 125 до 230 мм – в метровом слоях почвы. Аналогичные условия по увлажнению почвы складывались весной 2020 года.


1.6 Сейсмическая обстановка

       За сутки сейсмических событий более 3-х баллов на территории Иркутской области не зарегистрировано.

       С начала года на территории Иркутской области и приграничных районах Республики Бурятия, Забайкальского края зарегистрировано 14 сейсмических событий магнитудой более 3-х.

       Система сбора оперативной информации о сейсмической активности осуществляется 26 станциями Байкальского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской Академии наук».


1.7 Обстановка на объектах энергетики и ЖКХ

За прошедшие сутки на территории Иркутской области аварий, приведших к длительному отключению потребителей, не произошло.


1.8 Лавиноопасная обстановка

       В Иркутской области на лавиноопасных участка Казачинско-Ленского района лавиноопасный период окончен.

       С начала лавиноопасного периода самопроизвольных сходов снежных масс не зарегистрировано.


1.9 Биолого-социальная обстановка

1.9.1 Санитарно-эпидемиологическая обстановка

По состоянию на 13.05.2023 г. (по информации центра по мониторингу ситуации с коронавирусом - ИЦК) на территории Иркутской области подтверждён диагноз у 372366 человек (за сутки +32). Выписано 362574 человека (за сутки +133). Погибли 8748 человек (за сутки 0). 


1.9.2 Эпизоотическая обстановка

На территории области обстановка стабильная. Инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных в масштабе эпизоотии нет.


2. Прогноз чрезвычайных ситуаций и происшествий 

2.1 Опасные метеорологические явления: 

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: не прогнозируются.


2.2 Неблагоприятные метеорологические явления: 

       По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: 15 мая днём в северных, западных районах местами ожидаются порывы юго-западного, северо-западного ветра 15-18 м/с.

       

       2.3 Гидрологическая обстановка 

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС: не прогнозируются.


2.4 Лесопожарная обстановка

Повышается вероятность выявления термических аномалий (в т.ч. в результате разведения костров, выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы с нарушением требований правил пожарной безопасности в лесу, и на участках, примыкающих к лесам и населенным пунктам), единичных очагов природных пожаров.

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: 15 мая по области местами ожидается высокая 4 класса и чрезвычайная 5 класса пожароопасность лесов.



Класс

ПО

за 14.05.2023г.

прогноз на 15.05.2023 г.

Кол-во

районов

Районы

Кол-во

районов

Районы

V

2

Ольхонский, Чунский (н.п. Новочунский)

4

Ольхонский (н.п. Еланцы), Чунский, Казачинско-Ленский, Тайшетский,

IV

4

Усть-Кутский, Чунский (н.п. Червянка), Тайшетский, Казачинско-Ленский

1

Усть-Кутский

III

2

Братский, Ольхонский

3

Нижнеилимский, Братский, Ольхонский (н.п. Хужир)

2.5 Обстановка на водных объектах 

       На отдельных участках рек, озер, водохранилищ возможны провалы людей и техники под лед.


2.6 Энергосистемы и объекты ЖКХ 

Увеличивается вероятность риска возникновения аварийных ситуаций локального характера на коммунальных и электроэнергетических системах во всех муниципальных образованиях области (источник ЧС – износ оборудования, нарушение и несоблюдение производственно-технологических норм и правил эксплуатации газового оборудования).


2.7 Обстановка на автомобильном транспорте

В связи с выпадением снега и установлением снежного покрова, возможна задержка в движении автотранспорта на федеральных и региональных автодорогах. Возможно затруднение движения автотранспорта в центральных и южных районах области, в том числе на перевалах Шелеховского и Слюдянского районов.

Сохраняется риск возникновения ДТП на территории всей области, обусловленный выпадением осадков, туманом, нарушением ПДД, в результате чего возможно ограничение движения транспорта, в т.ч. большегрузного, на трассах федерального и местного значения (заторы на дорогах).

Наиболее опасными участками автодорог на территории области являются 23 опасных участка федерального и местного значения: 

Трасса Р-255 «Сибирь» километры 1179-1208, 1364-1366, 1508-1514, 1534-1589, 1610-1624, 1657-1677, 1687-1697, 1709-1713, 1729-1754, 1768-1773, 1782-1798, 1811-1842, 1851-1852, 1863-1873.

Трасса Р-258 «Байкал» километры 11-17, 33-34, 95-96.

Трасса А-331 «Вилюй» километры 11-12, 27-28, 63-64, 152-153, 179-180, 183-209.


2.8 Сейсмическая обстановка

Согласно данных Института земной коры СО РАН сводка прогноза изменений сейсмического режима на территории Байкальской рифтовой зоны на предстоящий период ожидания:

1) На юго-западном фланге Байкальской рифтовой зоны предполагается: возникновение помимо мелких толчков два хорошо ощутимых события со средней интенсивностью 6.1-6.8 балла в районе участка Главного Саянского разлома, расположенного севернее Тункинской впадины, а также на границе с Республикой Тыва. Предполагаемые отклонения от указанных средних значений составят ±1 балл. 

2) В центральной части Байкальской рифтовой зоны: (оз. Байкал и Баргузинская впадина), с наибольшей вероятностью ожидаются 3 события с сотрясениями 5-6 баллов в эпицентральных районах. Предполагаемые отклонения также составят ±1 балл. 

3) На северо-восточном фланге Байкальской рифтовой зоны: (Нижне-Ангарская, Муйская и Чарская впадины) наиболее вероятно возникновение землетрясений с энергией К=13-15 при отклонениях ±1балл. За прошедший период на этом сегменте Байкальской рифтовой зоны еще не фиксировалось возникновение достаточно сильных событий, что увеличивает вероятность их проявления в предстоящий период.


2.9 Обстановка с техногенными пожарами

Сохраняется высокий риск возникновения пожаров (в т.ч. взрывов бытового газа) на всей территории области, обусловленный нарушением требований пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления, неосторожным обращением населения с огнем и эксплуатацией ветхой электрической сети.


2.10 Обстановка на железнодорожном транспорте

Сохраняется риск возникновения нарушений в работе ж/д транспорта в результате деформации железнодорожного полотна, которое может привести к авариям при прохождении пассажирских и грузовых составов.

Сохраняется риск возникновения происшествий, связанных с ДТП на ж/д переездах. 

Наиболее вероятно возникновение происшествий в 4 районах Иркутской области: Тайшетском, Слюдянском, Куйтунском, Нижнеудинском.


2.11 Геомагнитная обстановка

14 мая магнитное поле Земли ожидается неустойчивое. Возможно ухудшение условий КВ-радиосвязи. Озоновый слой в норме.


3. Рекомендуемые превентивные мероприятия органам местного самоуправления на территории Иркутской области:

По риску неблагоприятных и опасных метеорологических явлений:

1. Довести предупреждение о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях погоды (в случае получения) и рекомендации по порядку реагирования на него до руководящего состава администрации муниципальных образований и органов управления муниципального звена территориальной подсистемы Иркутской области РСЧС.

2. Поддерживать в готовности систему оповещения и информирования населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

3. Организовать усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценку их социально-экономических последствий.

4. Проверить готовность вводов резервных источников электропитания на СЗО и объектах с круглосуточным пребыванием людей, обеспечить их своевременную доставку и быть в готовности к применению аварийных источников питания.

5. Проверить готовность группировки сил и средств к реагированию на аварии на объектах и сетях электроснабжения, газоснабжения и водоснабжения.

6. Уточнить наличие материальных и финансовых средств для ликвидации возможных ЧС на территории муниципального образования.

7. Своевременно принимать решения о введении на подведомственной территории режимов функционирования «Повышенной готовности» и «Чрезвычайной ситуации» с принятием дополнительных мер по защите населения и территорий.

По риску техногенных пожаров: 

1. Регулярно проводить проверки противопожарного состояния частного жилого сектора.

2. Обеспечить контроль пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.

3. Совместно с главами сельских администраций, участковыми уполномоченными организовать проведение профилактических мероприятий в целях уменьшения случаев возникновения пожаров и гибели людей на них.

4. Обеспечить доведение информации до населения (через средства массовой информации и на сходах граждан) о возможных причинах возникающих пожаров, о правилах пожарной безопасности в быту, а так же безопасности при эксплуатации газового (электро-) оборудования в жилых домах и объектах административно-хозяйственного и промышленного назначения.

По риску возникновения лесных (ландшафтных) пожаров и термических точек:

1.Организовать работу патрульных, патрульно-маневренных групп по недопущению возгораний с привлечением специалистов МО по патрулированию территорий.

2. При выявлении возгораний, незамедлительно информировать собственников (арендаторов) земель.

3. В целях контроля за обстановкой на территории поселений, организовать взаимодействие с главами поселений муниципальных образований, старостами населенных пунктов.

4. Провести работы по отделению населенных пунктов от территории прилегающих полей, минерализованной полосой шириной 1,4 метра с устройством противопожарного расстояния между ними шириной не менее 10 метров, очистке противопожарных разрывов от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, сухой растительности и других горючих материалов.

5. Проверить готовность органов управления, оперативных групп, сил постоянной готовности и других сил, предназначенных к экстренным действиям, отдать необходимые распоряжения. 

6. Уточнить планы действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

7. Через СМИ довести прогноз о возможных неблагоприятных метеорологических явлениях до населения на подведомственных территориях, подчиненного персонала.

8. Рассмотреть вопросы повышения уровня пожарной безопасности, выполнения профилактических мероприятий по недопущению перехода лесных пожаров на населенные пункты, а также перехода пала травы на жилые строения.

 9. Провести проверку готовности для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники.

10. Организовать работу по разработке дополнительных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и садоводческих товариществ. 

11. Организовать и провести сходы граждан по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, проведение соответствующей разъяснительной работы по действиям при возникновении пожара и опасных факторов лесных пожаров и палов травы.

12. Организовать работу по размещению наглядной агитации по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности и необходимых действий при обнаружении пожара.

13. Принятие мер, направленных на осуществление отключения электроэнергии при наличии оснований, установленных законодательством, в муниципальных образованиях в период усиления ветра свыше 15 м/с, с проведением заблаговременного оповещения населения.

14. На объектах экономики создать группы пожаротушения и проведения патрулирований в границах объектов и прилегающих территорий.

15. Обеспечить информационный обмен диспетчерских служб объектов экономики с ЕДДС муниципальных образований и оперативной дежурной сменой ЦУКС ГУ МЧС России по Иркутской области.

16. Организовать взаимодействие через дежурно диспетчерские службы объектов с территориальными подразделениями ЖКХ, электрических сетей, дорожных служб.

17. Проверить готовность техники и оборудования объектов к ликвидации лесных пожаров и горения растительности вблизи объектов.

18. Организовать взаимодействие через дежурно-диспетчерские службы объектов с территориальными подразделениями Министерства лесного комплекса.

19. Проверить готовность к реагированию силы и средства муниципального звена ТП РСЧС.

20. При необходимости организовать круглосуточное дежурство руководящего состава органов управления.

21. Создать резерв горюче-смазочных материалов, продовольствия, медикаментов и других материальных средств для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов; проверить готовность пунктов временного размещения к приему пострадавшего населения.

22. Принятие мер по локализации очагов горения сухой растительности и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

23. Обеспечение готовности объектов, спланированных под пункты временного размещения людей на территориях муниципальных образований Иркутской области, готовности техники для эвакуации населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

24. Обеспечить выставление стационарных и передвижных межведомственных постов на территориях населенных пунктов и прилегающих к ним территориях.

По риску аварий на энергосистемах и объектах ЖКХ:

1. Проверить и привести в готовность системы оповещения инженерно-технического и обслуживающего персонала объектов ЖКХ.

2. Выявлять и принимать меры по предупреждению, локализации и ликвидации дефектов и отказов в работе систем жизнеобеспечения населения.

3. Организовать контроль создания, наличия, использования и восполнения запасов материально-технических ресурсов для ликвидации аварий.

4. Принять меры по созданию постоянно действующего резерва мобильных (передвижных) электрических станций.

5. Проверить готовность аварийно-диспетчерских служб жилищно-коммунального хозяйства и экстренных рабочих бригад к ликвидации возможных аварийных ситуаций.

6. Проверить укомплектованность экстренных рабочих бригад необходимым оборудованием и техникой.

7. Проверить планы и порядок эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с нарушением систем жизнеобеспечения.

По риску дорожно-транспортных происшествий, в том числе при затруднении движения автомобильного транспорта:

1. Постоянно уточнять прогноз метеорологической обстановки в зоне ответственности подразделений дорожных служб.

2. Территориальным подразделениям дорожных служб в зонах ответственности, постоянно уточнять данные о готовности сил и средств, в случае ухудшения дорожных условий (организация объездов, привлечения дополнительной специализированной техники с ближайших пунктов дислокации и т.д.).

3. Спланировать взаимодействие с районными медицинскими учреждениями и ГИБДД, для своевременного реагирования на возможные ДТП.

4. Осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки людей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовки водителей.

5. Обеспечить готовность аварийных служб к реагированию на ДТП.

6. Организовать проведение бесед с водителями предприятий и организаций о необходимости соблюдения ПДД с демонстрацией фото - и видеоматериалов с мест ДТП.

7. Постоянно проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.

8. Организовать готовность дорожных служб к обеспечению нормального функционирования транспортного сообщения.

9. В случае крупных ДТП или ухудшения дорожных условий, проработать вопросы: 

 - организации мест питания и размещения водителей и пассажиров в случае необходимости;

 - организации дежурства экипажей скорой медицинской помощи, патрульных машин ГИБДД и подвозу ГСМ;

- организации информирования населения через СМИ о сложившейся обстановке, а так же маршрутов объездных автодорог.


По риску происшествий на водных объектах:

1. Организовать проведение разъяснительной работы среди населения, направленной на соблюдение мер безопасности при посещении водных объектов. Организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков, наглядной агитации, пропаганды в СМИ по правилам безопасности на водных объектах в период установления ледостава. 

2. Продолжить разъяснительную работу среди населения об опасности выхода (выезда) на тонкий неокрепший лед водных объектов и о необходимости соблюдения мер безопасности при посещении водных объектов.

3. Организовать патрулирование в местах массового выхода людей к водоемам. 

По риску подтоплений талыми водами:

1. Организовать проведение работ по расчистке водоотводных и водопропускных труб и каналов.

2. Организовать уборку и вывоз снега на подверженных подтоплению талыми водами территориях.

3. Организовать информирование населения о складывающейся обстановке.

По риску затопления:

1. При подтверждении прогноза для органов управления и сил РСЧС установить соответствующие режимы функционирования.

2. Проверить готовность сил и средств для своевременного реагирования при ухудшении гидрологической обстановки.

3. Проверить готовность пунктов временного размещения.

4. Организовать проверку систем оповещения и информирования населения через все имеющиеся средства. В случае повышения уровня воды и угрозы подтопления провести оповещение населения о прогнозируемой обстановке.

5. Уточнить резервы материально-технических средств, необходимых для ликвидации последствий подтоплений.

6. Организовать проведение превентивных противопаводковых мероприятий (проведение инженерных работ по расчистке русел рек, по очистке дренажных и коллекторных систем и др.).


По риску землетрясений. Мероприятия по снижению негативных последствий, обусловленных возможной сейсмической активностью:

1. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и иных документов.

2. Проинформировать населения об угрозе ЧС и порядке действий в условиях сейсмической активности. 

3. Проверить готовность аварийно-спасательных подразделений территориальной подсистемы к реагированию. 

4. Уточнить расчеты сил и средств в случае проведения эвакуации людей, животных, материальных ценностей.

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3952) 453-221
Приёмная начальника ГУ
8 (3952) 40-99-99
Единый «телефон доверия»
info@38.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)