23 сентября 2022, 13:40

Прогноз ЧС на 24.09.2022

Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций

на территории Иркутской области на 24.09.2022 г.

(при составлении прогноза использована информация ФГБУ «Иркутское УГМС», БВУ, Байкальского филиала единой геофизической службы РАН, Иркутской электросетевой компании)

1. Исходная обстановка (оценка состояния явлений и параметров ЧС)

1.1 Оправдываемость прогноза

За прошедшие сутки прогноз оправдался по техногенным пожарам, ДТП, распространению коронавирусной инфекции, прохождению комплекса неблагоприятных метеорологических явлений.

1.2 Метеорологическая обстановка (по данным ФГБУ «Иркутское УГМС»)

За прошедшие сутки при прохождении комплекса опасных метеорологических явлений по большей части территории области отмечалось усиление северо-западного ветра с порывами до 22 м/с (22 м/с - Нукутский, Ольхонский районы и Ангарский г.о., 21 м/с - Усть-Удинский и Черемховский, 20 м/с - Эхирит-Булагатский, 19 м/с - Зиминский, Балаганский, Аларский, 18 м/с - Жигаловский, Качугский, Тулунский, Боханский, Иркутский, Шелеховский, Баяндаевский, Слюдянский, 17 м/с - Нижнеилимский, 16 м/с - Заларинский, 15 м/с - Нижнеудинский, Усть-Кутский, Братский, Чунский районы). Вместе с усилением ветра зарегистрировано выпадение осадков в виде дождя и мокрого снега интенсивностью до 10 мм (10 мм - Катангский, 9 мм - Нижнеилимский и Слюдянский районы).

1.3 Гидрологическая обстановка

Гидрологическая обстановка стабильная. Уровни воды повсеместно ниже критических отметок.

23 сентября на реках Бирюса, Киренга и Лена на участке Усть-Кут – Киренск – Змеиново отмечается повышение уровня воды на 5 – 20 см, на остальных реках области – преимущественно понижение уровня воды на 5 – 10 см.

ГЭС работают согласно установленных сбросных расходов.

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС» во 2 квартале 2022 года фактический приток в озеро Байкал составил 95% от нормы (2830 м³/с при норме 2980 м³/с). В 3 квартале 2022 года ожидается приток в районе 86-111 % от нормы (3500-4500 м³/с при норме 4040 м³/с).

Фактический приток в озеро Байкал в августе 2022 года составил 98,6 % от нормы (4200 м³/с при норме 4260 м³/с).

В сентябре ожидаемый полезный приток в оз. Байкал прогнозируется 2000-3000 м³/с (при норме 3000 м³/с).

Уровень воды в озере Байкал составляет 456,85 м (за сутки без изменений). АППГ– 457,23 м.

Уровень воды в водохранилищах составляет:

- Братское водохранилище – 400,88 м (за сутки повышение на 1 см). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) – 401,73 м, АППГ – 401,45 м.

- Усть-Илимское водохранилище – 295,86 м (за сутки понижение на 3 см). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) - 296,0 м. АППГ – 295,62 м.

Енисейским БВУ установлены следующие режимы работы (письмо № 05-4158 от 07.09.2022 г. Енисейского БВУ) с 10 сентября по 07 октября 2022 года:

- Иркутского гидроузла – среднесуточными сбросными расходами в диапазоне 2400-2500 м3/с;

- Братского гидроузла – в режиме обеспечения установленного режима работы Усть-Илимского гидроузла;

- Усть-Илимского гидроузла – в режиме обеспечения установленного режима работы Богучанского гидроузла.

1.4 Агрометеорологические условия

В основной земледельческой зоне области в течение текущей недели фон температуры воздуха был повышенным, преобладала сухая погода. Агрометеорологические условия для проведения уборочных работ были хорошими и удовлетворительными.

1.5 Сейсмическая обстановка

За сутки сейсмических событий более 3-х баллов на территории Иркутской области не зарегистрировано.

С начала года на территории Иркутской области и приграничных районах Республики Бурятия, Забайкальского Края зарегистрированы 22 сейсмических события магнитудой более 3-х.

Система сбора оперативной информации о сейсмической активности осуществляется 26 станциями Байкальского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской Академии наук».

1.6 Обстановка на объектах энергетики и ЖКХ

За прошедшие сутки на территории Иркутской области аварий, приведших к длительному отключению потребителей, не произошло.

1.7 Биолого-социальная обстановка

1.7.1 Санитарно-эпидемиологическая обстановка

По состоянию на 22.09.2022 г. (по информации центра по мониторингу ситуации с коронавирусом - ИЦК) на территории Иркутской области подтверждён диагноз у 336366 человек (за сутки 868). Выписаны 320784 человека (за сутки 1032). Погибли 8542 человека (за сутки 2). Ситуация находится на контроле оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Иркутской области.

1.7.2 Эпизоотическая обстановка

На территории области обстановка стабильная. Инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных в масштабе эпизоотии нет.

2. Прогноз чрезвычайных ситуаций и происшествий

2.1 Опасные метеорологические явления:

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: не прогнозируются.

2.2 Неблагоприятные метеорологические явления:

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: 24 сентября местами по области сохранится западный, северо-западный ветер 15-18 м/с.

2.3 Гидрологическая обстановка

24 – 25 сентября на реках Бирюса, Лена, Киренга ожидается колебание уровня воды до 20 см, на остальных реках области продолжится преимущественно понижение уровня воды на 5 – 10 см.

Отметок уровня воды выше критических не ожидается.

2.4 Лесопожарная обстановка

Существует вероятность выявления термических аномалий (в т.ч. разведение костров, выжигание лесной подстилки, сухой травы с нарушением требований правил пожарной безопасности в лесу и на участках, непосредственно примыкающих к лесам), очагов природных пожаров и возможного перехода огня на населенные пункты.

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: 24-26 сентября местами по области ожидается высокая 4 класса и чрезвычайная 5 класса пожароопасность лесов.

2.5. Прочие риски

Возникают риски происшествий в горных районах Иркутской области вызванных повреждением опор ЛЭП, перекрытием автомобильных и железных дорог, разрушением объектов инфраструктуры и нарушением жизнеобеспечения населения (Источник ЧС – высокий уровень предшествующего увлажнения, оползни, обвалы).

2.6 Обстановка на водных объектах

Сохраняется вероятность происшествий на водных объектах, связанных с несоблюдением техники безопасности при использовании маломерных судов и правил безопасности людей на воде.

2.7 Сейсмическая обстановка

Согласно данных Института земной коры СО РАН сводка прогноза изменений сейсмического режима на территории Байкальской рифтовой зоны на предстоящий период ожидания:

1) На юго-западном фланге Байкальской рифтовой зоны предполагается: возникновение помимо мелких толчков два хорошо ощутимых события со средней интенсивностью 6.1-6.8 балла в районе участка Главного Саянского разлома, расположенного севернее Тункинской впадины, а также на границе с Республикой Тыва. Предполагаемые отклонения от указанных средних значений составят ±1 балл.

2) В центральной части Байкальской рифтовой зоны: (оз. Байкал и Баргузинская впадина), с наибольшей вероятностью ожидаются 3 события с сотрясениями 5-6 баллов в эпицентральных районах. Предполагаемые отклонения также составят ±1 балл.

3) На северо-восточном фланге Байкальской рифтовой зоны: (Нижне-Ангарская, Муйская и Чарская впадины) наиболее вероятно возникновение землетрясений с энергией К=13-15 при отклонениях ±1балл. За прошедший период на этом сегменте Байкальской рифтовой зоны еще не фиксировалось возникновение достаточно сильных событий, что увеличивает вероятность их проявления в предстоящий период.

2.8 Энергосистемы и объекты ЖКХ

Увеличивается вероятность риска возникновения аварийных ситуаций локального характера на коммунальных и электроэнергетических системах во всех муниципальных образованиях области, в том числе при подключении объектов к теплоснабжению.

2.9 Обстановка с техногенными пожарами

Сохраняется высокий риск возникновения пожаров (в т.ч. взрывов бытового газа) на всей территории области, обусловленный нарушением требований пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления, неосторожным обращением населения с огнем и эксплуатацией ветхой электрической сети.

2.10 Обстановка на автомобильном транспорте

Сохраняется риск возникновения ДТП на территории всей области, обусловленный выпадением осадков, туманом, нарушением ПДД, в результате чего возможно ограничение движения транспорта, в т.ч. большегрузного, на трассах федерального и местного значения (заторы на дорогах).

Наиболее опасными участками автодорог на территории области являются 23 опасных участка федерального и местного значения:

Трасса Р-255 «Сибирь» километры 1179-1208, 1364-1366, 1508-1514, 1534-1589, 1610-1624, 1657-1677, 1687-1697, 1709-1713, 1729-1754, 1768-1773, 1782-1798, 1811-1842, 1851-1852, 1863-1873.

Трасса Р-258 «Байкал» километры 11-17, 33-34, 95-96.

Трасса А-331 «Вилюй» километры 11-12, 27-28, 63-64, 152-153, 179-180, 183-209.

2.11 Обстановка на железнодорожном транспорте

Сохраняется риск возникновения нарушений в работе ж/д транспорта в результате деформации железнодорожного полотна, которое может привести к авариям при прохождении пассажирских и грузовых составов.

Сохраняется риск возникновения происшествий, связанных с ДТП на ж/д переездах.

Наиболее вероятно возникновение происшествий в 4 районах Иркутской области: Тайшетском, Слюдянском, Куйтунском, Нижнеудинском.

2.12 Геомагнитная обстановка

24 сентября магнитное поле Земли ожидается неустойчивое. Возможно ухудшение условий КВ-радиосвязи. Озоновый слой в норме.

3. Рекомендуемые превентивные мероприятия органам местного самоуправления на территории Иркутской области:

По риску неблагоприятных и опасных метеорологических явлений:

1. Довести предупреждение о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях погоды (в случае получения) и рекомендации по порядку реагирования на него до руководящего состава администрации муниципальных образований и органов управления муниципального звена территориальной подсистемы Иркутской области РСЧС.

2. Поддерживать в готовности систему оповещения и информирования населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

3. Организовать усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценку их социально-экономических последствий.

4. Проверить готовность вводов резервных источников электропитания на СЗО и объектах с круглосуточным пребыванием людей, обеспечить их своевременную доставку и быть в готовности к применению аварийных источников питания.

5. Проверить готовность группировки сил и средств к реагированию на аварии на объектах и сетях электроснабжения, газоснабжения и водоснабжения.

6. Уточнить наличие материальных и финансовых средств для ликвидации возможных ЧС на территории муниципального образования.

7. Своевременно принимать решения о введении на подведомственной территории режимов функционирования «Повышенная готовность» и «Чрезвычайная ситуация» с принятием дополнительных мер по защите населения и территорий.

По риску затопления:

1. Поддерживать в готовности систему оповещения и информирования населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В случае повышения уровня воды и угрозы подтопления провести оповещение населения о прогнозируемой обстановке и довести порядок первоочередных действий.

2. Спланировать проведение превентивных противопаводковых мероприятий (проведение инженерных работ по расчистке русел рек, по очистке дренажных и коллекторных систем и др.).

3. Своевременно принимать решения о введении на подведомственной территории режимов функционирования «Повышенная готовность» и «Чрезвычайная ситуация» с принятием дополнительных мер по защите населения и территорий.

По риску возникновения лесных (ландшафтных) пожаров и термических точек:

1. Проверить готовность органов управления, оперативных групп, сил постоянной готовности и других сил, предназначенных к экстренным действиям, отдать необходимые распоряжения.

2. Спланировать работу патрульных, патрульно-маневренных групп по недопущению возгораний с привлечением специалистов МО по патрулированию территорий. При выявлении возгораний, незамедлительно информировать собственников (арендаторов) земель.

3. В целях контроля за обстановкой на территории поселений, организовать взаимодействие с главами поселений муниципальных образований, старостами населенных пунктов.

4. Провести работы по отделению населенных пунктов от территории прилегающих полей, минерализованной полосой шириной 1,4 метра с устройством противопожарного расстояния между ними шириной не менее 10 метров, очистке противопожарных разрывов от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, сухой растительности и других горючих материалов.

5. Организовать работу по разработке дополнительных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и садоводческих товариществ.

6. Принятие мер, направленных на осуществление отключения электроэнергии при наличии оснований, установленных законодательством, в муниципальных образованиях в период усиления ветра свыше 15 м/с, с проведением заблаговременного оповещения населения.

7. Своевременно принимать решения о введении на подведомственной территории режимов функционирования «Повышенная готовность» и «Чрезвычайная ситуация» с принятием дополнительных мер по защите населения и территорий.

По риску техногенных пожаров:

1. Регулярно проводить проверки противопожарного состояния частного жилого сектора.

2. Обеспечить контроль пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.

3. Совместно с главами сельских администраций, участковыми уполномоченными организовать проведение профилактических мероприятий в целях уменьшения случаев возникновения пожаров и гибели людей на них.

4. Обеспечить доведение информации до населения (через средства массовой информации и на сходах граждан) о возможных причинах возникающих пожаров, о правилах пожарной безопасности в быту, а так же безопасности при эксплуатации газового (электро-) оборудования в жилых домах и объектах административно-хозяйственного и промышленного назначения.

По риску аварий на энергосистемах и объектах ЖКХ:

1. Проверить и привести в готовность системы оповещения инженерно-технического и обслуживающего персонала объектов ЖКХ.

2. Выявлять и принимать меры по предупреждению, локализации и ликвидации дефектов и отказов в работе систем жизнеобеспечения населения.

3. Организовать контроль создания, наличия, использования и восполнения запасов материально-технических ресурсов для ликвидации аварий.

4. Принять меры по созданию постоянно действующего резерва мобильных (передвижных) электрических станций.

5. Проверить готовность аварийно-диспетчерских служб жилищно-коммунального хозяйства и экстренных рабочих бригад к ликвидации возможных аварийных ситуаций.

6. Проверить укомплектованность экстренных рабочих бригад необходимым оборудованием и техникой.

7. Проверить планы и порядок эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с нарушением систем жизнеобеспечения.

По риску дорожно-транспортных происшествий, в том числе при затруднении движения автомобильного транспорта:

1. Постоянно уточнять прогноз метеорологической обстановки в зоне ответственности подразделений дорожных служб.

2. Территориальным подразделениям дорожных служб в зонах ответственности, постоянно уточнять данные о готовности сил и средств, в случае ухудшения дорожных условий (организация объездов, привлечения дополнительной специализированной техники с ближайших пунктов дислокации и т.д.).

3. Спланировать взаимодействие с районными медицинскими учреждениями и ГИБДД, для своевременного реагирования на возможные ДТП.

4. Осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки людей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовки водителей.

5. Обеспечить готовность аварийных служб к реагированию на ДТП.

6. Организовать проведение бесед с водителями предприятий и организаций о необходимости соблюдения ПДД с демонстрацией фото - и видеоматериалов с мест ДТП.

7. Постоянно проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.

8. Организовать готовность дорожных служб к обеспечению нормального функционирования транспортного сообщения.

9. В случае крупных ДТП или ухудшения дорожных условий, проработать вопросы:

 - организации мест питания и размещения водителей и пассажиров в случае необходимости;

 - организации дежурства экипажей скорой медицинской помощи, патрульных машин ГИБДД и подвозу ГСМ;

- организации информирования населения через СМИ о сложившейся обстановке, а так же маршрутов объездных автодорог.

По риску происшествий на водных объектах:

1. Организовать проведение разъяснительной работы среди населения, направленной на соблюдение мер безопасности при посещении водных объектов. Организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков, наглядной агитации, пропаганды в СМИ по правилам безопасности на водных объектах.

2. Организовать патрулирование в местах массового выхода людей к водоемам.

3. Организовать контроль за соблюдением правил эксплуатации маломерных судов.

По риску землетрясений. Мероприятия по снижению негативных последствий, обусловленных возможной сейсмической активностью:

1. Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и иных документов.

2. Проинформировать населения об угрозе ЧС и порядке действий в условиях сейсмической активности.

3. Проверить готовность аварийно-спасательных подразделений территориальной подсистемы к реагированию.

4. Уточнить расчеты сил и средств в случае проведения эвакуации людей, животных, материальных ценностей.


Эта статья полезна?