6 августа 2022, 15:58

Прогноз ЧС на 07.08.2022 года

Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций

на территории Иркутской области на 07.08.2022 г.

(при составлении прогноза использована информация ФГБУ «Иркутское УГМС», БВУ, Байкальского филиала единой геофизической службы РАН, Иркутской электросетевой компании)

1. Исходная обстановка (оценка состояния явлений и параметров ЧС)

1.1 Оправдываемость прогноза

За прошедшие сутки прогноз оправдался по пожарам, лесным пожарам, ДТП, распространению коронавирусной инфекции.

1.2 Метеорологическая обстановка (по данным ФГБУ «Иркутское УГМС»)

За прошедшие сутки прохождение холодного фронта по большей части территории области сопровождалось грозами и выпадением осадков интенсивностью до 17 мм (17 мм – Тулунский, 16 мм – Чунский, 9 мм – Усть-Кутский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, 8 мм – Зиминский, 7 мм – Тайшетский, Нижнеудинский, 6 мм – Усть-Удинский, Иркутский, Слюдянский районы). По области усиления ветра свыше 12 м/с не зарегистрировано.

1.3 Гидрологическая обстановка

Гидрологическая обстановка стабильная. Уровни воды повсеместно ниже критических отметок.

6 августа на реках Иркут, Китой, Белая, Ока, Ия отмечалось повышение уровня воды на 5 – 11 см, на р. Лена на участке Макарово – Змеиново наблюдалось повышение уровня воды на 15 – 25 см, на участке Качуг – Марково – понижение уровня воды на 5 – 60 см. На реках Киренга, Витим наблюдалось понижение уровня воды на 20 – 85 см, на реках Уда, Бирюса – на 3 – 10 см.

ГЭС работают согласно установленных сбросных расходов.

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС» во 2 квартале 2022 года фактический приток в озеро Байкал составил 95% от нормы (2830 м³/с при норме 2980 м³/с). В 3 квартале 2022 года ожидается приток в районе 77-102 % от нормы (3100-4100 м³/с при норме 4040 м³/с).

Фактический приток в озеро Байкал в июле 2022 года составил 88 % от нормы (4300 м³/с при норме 4860 м³/с).

В августе ожидаемый полезный приток в оз. Байкал прогнозируется 3200-4200 м3/с (при норме 4260 м³/с).

Уровень воды в озере Байкал составляет 456,77 м (за сутки повышение на 2 м).

АППГ– 456,99 м.

Уровень воды в водохранилищах составляет:

- Братское водохранилище – 400,39 м (за сутки без изменений). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) – 401,73 м, АППГ – 400,90 м.

- Усть-Илимское водохранилище – 295,90 м (за сутки без изменений). Отметка НПУ (нормальный подпорный уровень) - 296,0 м. АППГ – 295,74 м.

Енисейским БВУ установлены следующие режимы работы (письмо № 05-3567 от 28.07.2022 г. Енисейского БВУ) с 6 августа по 2 сентября 2022 года:

- Иркутского гидроузла – среднесуточными сбросными расходами в диапазоне 2400-2500 м3/с;

- Братского гидроузла – в режиме обеспечения установленного режима работы Усть-Илимского гидроузла;

- Усть-Илимского гидроузла – в режиме обеспечения установленного режима работы Богучанского гидроузла.

1.4 Агрометеорологические условия

В этом году июль отличался несколько пониженным температурным режимом и частыми дождями в земледельческой зоне области. В среднем по области за этот июль выпало 118 мм осадков, в прошлом году 61 – мм, норма – 76 мм. Вероятность выпадения таких обильных осадков составляет около 20 %, то есть каждый пятый год.

1.5 Сейсмическая обстановка

За сутки сейсмических событий более 3-х баллов на территории Иркутской области не зарегистрировано.

С начала года на территории Иркутской области и приграничных районах Республики Бурятия зарегистрировано 14 сейсмических событий магнитудой более 3-х.

Система сбора оперативной информации о сейсмической активности осуществляется 25 станциями Байкальского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба отделения Российской Академии наук».

1.6 Обстановка на объектах энергетики и ЖКХ

За прошедшие сутки на территории Иркутской области аварий, приведших к длительному отключению потребителей, не произошло.

1.7 Биолого-социальная обстановка

1.7.1 Санитарно-эпидемиологическая обстановка

По состоянию на 05.08.2022 г. (по информации центра по мониторингу ситуации с коронавирусом - ИЦК) на территории Иркутской области подтверждён диагноз у 299494 человек (за сутки 252). Выписаны 289106 человек (за сутки 57). Погибло 8504 человека (за сутки 1). Ситуация находится на контроле оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Иркутской области.

1.7.2 Эпизоотическая обстановка

На территории области обстановка стабильная. Инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных в масштабе эпизоотии нет.

2. Прогноз чрезвычайных ситуаций и происшествий

2.1 Опасные метеорологические явления:

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: не прогнозируются.

2.2 Неблагоприятные метеорологические явления:

По данным ФГБУ «Иркутское УГМС»: 7 августа в северных районах ожидаются сильные дожди, грозы, днем северо-западный ветер до 15 м/с.

2.3 Гидрологическая обстановка

7 августа на реках Иркут, Китой, Белая, Ока, Ия ожидается повышение уровня воды на 5 – 20 см, на остальных реках области продолжится понижение уровня воды.

Отметок уровня воды выше критических не ожидается.

Существует вероятность локальных подтоплений пониженных участков местности, низководных мостов, жилых построек, приусадебных участков, подмывом автомобильных дорог (Источник ЧС – осадки на фоне высокой водности, кратковременные подъемы уровней воды на малых реках).

2.4 Лесопожарная обстановка

Существует вероятность выявления термических аномалий (в т.ч. разведение костров, выжигание лесной подстилки, сухой травы с нарушением требований правил пожарной безопасности в лесу и на участках, непосредственно примыкающих к лесам), очагов природных пожаров и возможного перехода огня на населенные пункты.

2.5. Прочие риски

Сохраняется высокий риск поражения объектов электроэнергетики (трансформаторных подстанций, электрических систем и др.), хранилищ ГСМ, а также других объектов, не оборудованных молниезащитой (громоотводом), разрядами атмосферного электричества (Источник ЧС – грозы).

Существует вероятность возникновения ЧС, вызванных повреждением сельскохозяйственных культур, автотранспорта, жилых объектов (Источник ЧС – град).

Возникают риски происшествий в горных районах Иркутской области вызванных повреждением опор ЛЭП, перекрытием автомобильных и железных дорог, разрушением объектов инфраструктуры и нарушением жизнеобеспечения населения (Источник ЧС – высокий уровень предшествующего увлажнения, оползни, обвалы).

2.6 Обстановка на водных объектах

Сохраняется вероятность происшествий на водных объектах, связанных с несоблюдением техники безопасности при использовании маломерных судов и правил безопасности людей на воде.

2.7 Сейсмическая обстановка

Согласно данных Института земной коры СО РАН сводка прогноза изменений сейсмического режима на территории Байкальской рифтовой зоны на предстоящий период ожидания:

1) На юго-западном фланге Байкальской рифтовой зоны предполагается: возникновение помимо мелких толчков два хорошо ощутимых события со средней интенсивностью 6.1-6.8 балла в районе участка Главного Саянского разлома, расположенного севернее Тункинской впадины, а также на границе с Республикой Тыва. Предполагаемые отклонения от указанных средних значений составят ±1 балл.

2) В центральной части Байкальской рифтовой зоны: (оз. Байкал и Баргузинская впадина), с наибольшей вероятностью ожидаются 3 события с сотрясениями 5-6 баллов в эпицентральных районах. Предполагаемые отклонения также составят ±1 балл.

3) На северо-восточном фланге Байкальской рифтовой зоны: (Нижне-Ангарская, Муйская и Чарская впадины) наиболее вероятно возникновение землетрясений с энергией К=13-15 при отклонениях ±1балл. За прошедший период на этом сегменте Байкальской рифтовой зоны еще не фиксировалось возникновение достаточно сильных событий, что увеличивает вероятность их проявления в предстоящий период.

2.8 Энергосистемы и объекты ЖКХ

Увеличивается вероятность риска возникновения аварийных ситуаций локального характера на коммунальных и электроэнергетических системах во всех муниципальных образованиях области.

2.9 Обстановка с техногенными пожарами

Сохраняется высокий риск возникновения пожаров (в т.ч. взрывов бытового газа) на всей территории области, обусловленный нарушением требований пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления, неосторожным обращением населения с огнем и эксплуатацией ветхой электрической сети.

2.10 Обстановка на автомобильном транспорте

Сохраняется риск возникновения ДТП на территории всей области, обусловленный выпадением осадков, туманом, нарушением ПДД, в результате чего возможно ограничение движения транспорта, в т.ч. большегрузного, на трассах федерального и местного значения (заторы на дорогах).

Наиболее опасными участками автодорог на территории области являются 23 опасных участка федерального и местного значения:

Трасса Р-255 «Сибирь» километры 1179-1208, 1364-1366, 1508-1514, 1534-1589, 1610-1624, 1657-1677, 1687-1697, 1709-1713, 1729-1754, 1768-1773, 1782-1798, 1811-1842, 1851-1852, 1863-1873.

Трасса Р-258 «Байкал» километры 11-17, 33-34, 95-96.

Трасса А-331 «Вилюй» километры 11-12, 27-28, 63-64, 152-153, 179-180, 183-209.

2.11 Обстановка на железнодорожном транспорте

Сохраняется риск возникновения нарушений в работе ж/д транспорта в результате деформации железнодорожного полотна, которое может привести к авариям при прохождении пассажирских и грузовых составов.

  Сохраняется риск возникновения происшествий, связанных с ДТП на ж/д переездах.

Наиболее вероятно возникновение происшествий в 4 районах Иркутской области: Тайшетском, Слюдянском, Куйтунском, Нижнеудинском.

2.12 Геомагнитная обстановка

07 августа магнитное поле Земли ожидается спокойное. Ухудшение условий КВ-радиосвязи маловероятны. Озоновый слой выше нормы.

3. Рекомендуемые превентивные мероприятия органам местного самоуправления на территории Иркутской области:

По риску неблагоприятных и опасных метеорологических явлений

1. Довести предупреждение о неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях погоды (в случае получения) и рекомендации по порядку реагирования на него до руководителей структурных подразделений и органов управления муниципального образования.

2. Организовать оповещение и информирование населения через все имеющиеся средства.

3. Проверить готовность аварийных служб к реагированию.

4. Уточнить наличие материальных и финансовых средств для ликвидации последствий возможных ЧС на территории муниципального образования.

5. В случае необходимости, решением КЧС и ПБ муниципального образования ввести соответствующий режим функционирования.

По риску затопления:

1. При подтверждении прогноза для органов управления и сил РСЧС установить соответствующие режимы функционирования.

2. Проверить готовность сил и средств для своевременного реагирования при ухудшении гидрологической обстановки.

3. Проверить готовность пунктов временного размещения.

4. Организовать проверку систем оповещения и информирования населения через все имеющиеся средства. В случае повышения уровня воды и угрозы подтопления провести оповещение населения о прогнозируемой обстановке.

5. Уточнить резервы материально-технических средств, необходимых для ликвидации последствий подтоплений.

6. Организовать проведение превентивных противопаводковых мероприятий (проведение инженерных работ по расчистке русел рек, по очистке дренажных и коллекторных систем и др.)

По риску возникновения лесных (ландшафтных) пожаров и термических точек:

1. Организовать работу патрульных, патрульно-маневренных групп по недопущению возгораний с привлечением специалистов МО по патрулированию территорий.

2. При выявлении возгораний, незамедлительно информировать собственников (арендаторов) земель.

3. В целях контроля за обстановкой на территории поселений, организовать взаимодействие с главами поселений муниципальных образований, старостами населенных пунктов.

4. Провести работы по отделению населенных пунктов от территории прилегающих полей, минерализованной полосой шириной 1,4 метра с устройством противопожарного расстояния между ними шириной не менее 10 метров, очистке противопожарных разрывов от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, сухой растительности и других горючих материалов.

5. Проверить готовность органов управления, оперативных групп, сил постоянной готовности и других сил, предназначенных к экстренным действиям, отдать необходимые распоряжения.

6. Уточнить планы действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

7. Через СМИ довести прогноз о возможных неблагоприятных метеорологических явлениях до населения на подведомственных территориях, подчиненного персонала.

8. Рассмотреть вопросы повышения уровня пожарной безопасности, выполнения профилактических мероприятий по недопущению перехода лесных пожаров на населенные пункты, а также перехода пала травы на жилые строения.

9. Провести проверку готовности для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники.

10. Организовать работу по разработке дополнительных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и садоводческих товариществ.

11. Организовать и провести сходы граждан по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, проведение соответствующей разъяснительной работы по действиям при возникновении пожара и опасных факторов лесных пожаров и палов травы.

12. Организовать работу по размещению наглядной агитации по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности и необходимых действий при обнаружении пожара.

13. Принятие мер, направленных на осуществление отключения электроэнергии при наличии оснований, установленных законодательством, в муниципальных образованиях в период усиления ветра свыше 15 м/с, с проведением заблаговременного оповещения населения.

14. На объектах экономики создать группы пожаротушения и проведения патрулирований в границах объектов и прилегающих территорий.

15. Обеспечить информационный обмен диспетчерских служб объектов экономики с ЕДДС муниципальных образований и оперативной дежурной сменой ЦУКС ГУ МЧС России по Иркутской области.

16. Организовать взаимодействие через дежурно диспетчерские службы объектов с территориальными подразделениями ЖКХ, электрических сетей, дорожных служб.

17. Проверить готовность техники и оборудования объектов к ликвидации лесных пожаров и горения растительности вблизи объектов.

18. Организовать взаимодействие через дежурно-диспетчерские службы объектов с территориальными подразделениями Министерства лесного комплекса.

19. Проверить готовность к реагированию силы и средства муниципального звена ТП РСЧС.

20. При необходимости организовать круглосуточное дежурство руководящего состава органов управления.

21. Создать резерв горюче-смазочных материалов, продовольствия, медикаментов и других материальных средств для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов; проверить готовность пунктов временного размещения к приему пострадавшего населения.

22. Принятие мер по локализации очагов горения сухой растительности и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

23. Обеспечение готовности объектов, спланированных под пункты временного размещения людей на территориях муниципальных образований Иркутской области, готовности техники для эвакуации населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

24. Обеспечить выставление стационарных и передвижных межведомственных постов на территориях населенных пунктов и прилегающих к ним территориях.

По риску техногенных пожаров

1. Регулярно проводить проверки противопожарного состояния частного жилого сектора.

2. Обеспечить контроль пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.

3. Совместно с главами сельских администраций, участковыми уполномоченными организовать проведение профилактических мероприятий в целях уменьшения случаев возникновения пожаров и гибели людей на них.

4. Организовать доведение информации до населения (через средства массовой информации и на сходах граждан) о возможных причинах возникающих пожаров, о правилах пожарной безопасности в быту, а так же безопасности при эксплуатации газового (электро-) оборудования в жилых домах и объектах административно-хозяйственного и промышленного назначения.

По риску аварий на энергосистемах и объектах ЖКХ

1. Проверить и привести в готовность системы оповещения инженерно-технического и обслуживающего персонала объектов ЖКХ.

2. Выявлять и принимать меры по предупреждению, локализации и ликвидации дефектов и отказов в работе систем жизнеобеспечения населения.

3. Организовать контроль создания, наличия, использования и восполнения запасов материально-технических ресурсов для ликвидации аварий.

4. Принять меры по созданию постоянно действующего резерва мобильных (передвижных) электрических станций.

5. Проверить готовность аварийно-диспетчерских служб жилищно-коммунального хозяйства и экстренных рабочих бригад к ликвидации возможных аварийных ситуаций.

6. Проверить укомплектованность экстренных рабочих бригад необходимым оборудованием и техникой.

7. Уточнить планы и порядок эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с нарушением систем жизнеобеспечения.

По риску дорожно-транспортных происшествий, в том числе при затруднении движения автомобильного транспорта

1. Постоянно уточнять прогноз метеорологической обстановки в зоне ответственности подразделений дорожных служб.

2. Территориальным подразделениям дорожных служб в зонах ответственности, постоянно уточнять данные о готовности сил и средств, в случае ухудшения дорожных условий (организация объездов, привлечения дополнительной специализированной техники с ближайших пунктов дислокации и т.д.).

3. Организовать взаимодействие с районными медицинскими учреждениями и ГИБДД, для своевременного реагирования на возможные ДТП.

4. Осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки людей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовки водителей.

5. Обеспечить готовность аварийных служб к реагированию на ДТП.

6. Организовать проведение бесед с водителями предприятий и организаций о необходимости соблюдения ПДД с демонстрацией фото - и видеоматериалов с мест ДТП.

7. Постоянно проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.

8. Организовать готовность дорожных служб к обеспечению нормального функционирования транспортного сообщения.

9. В случае крупных ДТП или ухудшения дорожных условий, проработать вопросы:

 - организации мест питания и размещения водителей и пассажиров в случае необходимости;

 - организации дежурства экипажей скорой медицинской помощи, патрульных машин ГИБДД и подвозу ГСМ;

- организации информирования населения через СМИ о сложившейся обстановке, а так же маршрутов объездных автодорог.

По риску происшествий на водных объектах

1. Организовать проведение разъяснительной работы среди населения, направленной на соблюдение мер безопасности при посещении водных объектов. Организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков, наглядной агитации, пропаганды в СМИ по правилам безопасности на водных объектах.

2. Организовать патрулирование в местах массового выхода людей к водоемам.

По риску землетрясений. Мероприятия по снижению негативных последствий, обусловленных возможной сейсмической активностью

1. Уточнить план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

2. Проинформировать населения об угрозе ЧС и порядке действий в условиях сейсмической активности.

3. Проверить готовность аварийно-спасательных подразделений территориальной подсистемы к реагированию.

4. Уточнить расчеты сил и средств в случае проведения эвакуации людей, животных, материальных ценностей.


Эта статья полезна?