10 февраля 2020, 08:57

Доцент Академии ГПС МЧС России Олег Двоенко. Аналогов нет! В Иркутскую область пришёл уникальный пожарный автомобиль

Новая красно-белая «пожарка» появилась в автопарке иркутских огнеборцев. Непосвященный не поймет, однако именно этот автомобиль в день появления собрал вокруг себя всех пожарных иркутского пожарно-спасательного гарнизона. Управлять им нужно еще научиться – аналогов этому авто пока нет в России. Созданный специально для погодных условий Сибири, он должен стать незаменимым помощником пожарных. Некоторое время опытный образец будут тестировать огнеборцы, отмечая не только его достоинства, но и недостатки. Это необходимо для совершенствования техники перед поставкой её производства на конвейер.

Рецепт хорошего авто

Автомобиль разрабатывался в рамках плана выполнения научно-исследовательских работ МЧС России. Создать автомобиль, который не имеет аналогов в мире с точки зрения обеспечения работоспособности насосно-рукавных систем при тушении крупных и затяжных пожаров в зимнее время, – такова была задача изобретателей. С ней они справились. Опытный образец автоцистерны, отвечающий всем требованиям изобретателей, был выпущен на Варгашинском заводе противопожарного оборудования. Специальный автомобиль способен намного облегчить работу во время ликвидации пожаров в мороз. Сложность работы пожарных в условиях низких температур окружающего воздуха – проблема не только значительной части территории нашей страны, но и других стран.

Олег Двоенко, доцент кафедры пожарной техники академии ГПС МЧС России:
«Прежде чем создать этот автомобиль, научные сотрудники академии ГПС МЧС России разработали 3D-проекты узлов и агрегатов автомобиля, как внешних, так и внутренних. При этом были учтены самые передовые технологии, какие только существуют на российском рынке по производству пожарной техники. Этот опытный образец – единственный, по тактико-техническим характеристикам аналогов ему в мире нет. В его основе – многолетний опыт сотрудников научной школы академии Государственной противопожарной службы. Это более 30 лет научных кандидатских и докторских исследований».

Опыт и новые идеи – таков рецепт создания современных инновационных образцов техники, которыми оснащаются сегодня пожарно-спасательные подразделения МЧС России.

Изюминка внутри

Изюминкой новой пожарной автоцистерны изобретатели называют мощную энергетическую установку, которая позволяет подогревать воду, забираемую как из открытых источников, так и из пожарных гидрантов и находящуюся в цистерне автомобиля. Ее задача – подогрев воды, подаваемой для тушения пожара. А еще стационарный компрессор и два ресивера.

Олег Двоенко: «Данная технология позволяет сжатым горячим воздухом продувать рукавные лини, после чего они остаются практические сухими без остатков воды. Это позволяет нам сохранить в рабочем состоянии пожарные рукава и не допустить их полного промерзания уже после тушения пожара. Один автомобиль позволяет решить задачи не только по обеспечению работы своих насосно-рукавных систем, но и насосно-рукавных систем других пожарных автомобилей».

Дополнительная особенность — это то, что автомобиль может использоваться для аварийного теплоснабжения жилых и административных объектов в случае выхода из строя стационарных систем отопления. Для этого автомобиль подсоединяется к системе теплоснабжения здания и методом циркуляции, постоянно нагревая воду, поддерживает достаточно высокую температуру в системе, не давая ей разморозиться, пока идут аварийно-восстановительные работы. В зависимости от климатических условий, максимальная площадь обогреваемого здания, по подсчётам специалистов, может достигать тысячи квадратных метров.

На что еще способен уникальный автомобиль – покажет эксплуатация.

 Эксперимент в боевых условиях

Пока эксплуатация этого пожарного авто – опытная. Но уже сейчас, еще до первого выезда на пожар, понятно – машина поможет решить главную проблему при ликвидации пожаров зимой – промерзание рукавов. Особенно если ЧП крупное и на его ликвидацию требуется много времени. Замначальника караула Павел Токаревский признается: иногда, даже не в очень сильный мороз, напор воды из ствола становится мелким ручейком. Доходит до того, что при диаметре в 80 мм остается всего лишь отверстие в два пальца. Это значительно осложняет работу огнеборцев.

 «После тушения пожара на протяжении нескольких часов на морозе до минут 25 градусов, когда мы собираем всё оборудование, пневматическая система позволит удалять огнетушащие вещества из рукавных линий длиной до 400 метров, - рассказывает Павел Токаревский. - Пункт управления для подачи воды на этом автомобиле дублируется. Один находится снаружи, второй в кабине рядом с водителем. Это сделано для удобства пожарного расчета. В течение года машину будем тестировать в боевых условиях. Испытаем на себе все плюсы и минусы».

Правильной технической эксплуатации автомобиля еще нужно научиться. С этим согласны все пожарные и водители. Необходимо уметь не просто пользоваться техникой, но и уметь её обслуживать и ремонтировать. Для обучения иркутских пожарных в Прибайкалье приехала группа разработчиков автомобиля из академии ГПС и Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования. Нюансы современной техники многочисленны, поэтому основы расскажут лично, продолжение обучения – дистанционно.

Почему именно Иркутская область среди других регионов Сибири удостоена уникального пожарного автомобиля? Изобретатели отвечают так: «Расположение региона и перепады летних и зимних температур и других условий, не только климатических, сделали Прибайкалье подходящей площадкой для испытания такой техники».

Говорить о серийном производстве пока рано. Но такие планы есть. В случае положительных отзывов пожарная автоцистерна поступит уже во все северные регионы России.  

Эта статья полезна?